Нефтяной бич

Из 2,2 млрд. т ежегодно добываемой нефти значительная доля перевозится на судах. Добыча ее в открытом море составляет 440 млн. т. На танкерах ежегодно перевозится по морю к месту назначения 1,5 млрд. т. За 30 лет добыча нефти возросла более чем в десять раз. И ожидается, что этот рост будет продолжаться. Поэтому едва ли стоит удивляться такой цифре: в 1970 году в целом вытекло в море от 5 до 10 млн. т в результате аварий судов, очистки резервуаров танкеров, выпуска трюмной воды из 45 тыс. плавающих морских судов, а также из-за аварий при бурении морского дна. Бытовые сбросные воды тоже вносят свою долю в загрязнение.
Все стремления в какой-то степени уменьшить загрязнение моря нефтью плавающими судами пока не дали существенных результатов. Даже если бы удалось не допустить дальнейшего увеличения загрязнения при повышении добычи нефти, и это, по-видимому, было бы уже не так плохо. Необходимо заставить владельцев танкеров, транспортирующих нефть, очищать внутренние стенки судна от налипшей смолы до выхода в море. Однако эта работа проводится в море, когда судно с балластом возвращается за нефтью.
Международные соглашения, неоднократно заключавшиеся для борьбы с загрязнением моря, привели к тому, что сейчас уже 70% танкерного флота приняли новый метод полной загрузки судна » load on top», что способствовало уменьшению загрязнения моря очистной водой. Обширные области Мирового океана ныне объявлены запретными зонами для мойки танков. Владельцы танкеров определенного размера должны иметь танки-отстойники, которые дали бы возможность не выбрасывать за борт нефть, попавшую в трюмную воду при смазке или смене масел. Все эти меры, разумеется, дали результаты, но аварии танкеров по-прежнему наносят большой ущерб морю. Так, 18 марта 1967 года шедший со скоростью около 17 узлов танкер «Торри Каньон» среди бела дня при хорошей погоде налетел на риф Семи камней, севернее островов Силли. Судно было загружено 117 тыс. т нефти в Персидском заливе. Шесть из восемнадцати танков на судне были разбиты. 30 тыс. т нефти вылилось в море, и огромное нефтяное пятно длиною в двадцать миль поплыло к проливу Ла-Манш. Часть этой нефти (около 15 тыс. т) 11 апреля 1967 года достигла Бретани между островами Ле-Сент-Иль и бухтой Ланьон. В течение нескольких дней после аварии бурное море усугубило положение: из танкера вылилось еще 18 тыс. т нефти. Между 24 и 26 марта 1967 года сильный западный ветер погнал судно к побережью Корнуолла. 26 марта под ударами сильных волн судно раскололось, в результате вылилось еще 40-50 тыс. т нефти, и, как уже говорилось, в конце концов ветром ее пригнало к Бискайскому заливу.
Для южной части Северного моря подобная катастрофа танкера не новость. Согласно международной статистике, на морскую полосу от Дувра до устья Эльбы приходится около 50% всех столкновений судов размером свыше 500 регистровых тонн. Но размеры танкеров все время увеличиваются, и груз в 250 тыс. т уже не редкость, и поэтому размеры катастроф тоже растут.
Еще несколько лет назад под словами «нефтяной бич» подразумевались два неприятных последствия: вред, причиняемый купающимся в море, и гибель морских птиц, попавших в нефтяные лужи. В начале 1950-х годов в Великобритании обнаружили на побережье загрязненных нефтью морских птиц, которые вскоре погибли. Только в районе Британских островов ежегодно жертвами нефти становились от 50 тыс. до 250 тыс. морских птиц.
Борьба с нефтяным бичом началась уже много лет назад, главным образом при помощи детергентов (синтетических моющих средств), которые превращают нефть из вязкой массы в водно-нефтяную эмульсию. После катастрофы танкера «Торри Каньон» также пробовали удалить нефть при помощи детергентов, чтобы очистить загрязненные пляжи Корнуолла к предстоящему купальному сезону. Чтобы удалить 14 тыс. т нефти, было в общем израсходовано 10 тыс. т детергента. С биологической точки зрения детергент нанес больше вреда, чем разлившаяся нефть. В отличие от англичан французы применили для очистки школьный мел (карбонат кальция), чтобы плавающую по морской поверхности, уже затвердевшую нефть перевести в осадок. Этот метод оказался успешным. Чтобы устранить 30 тыс. т нефти, потребовалось всего лишь 3000 т мела.
Детергенты, примененные при катастрофе танкера «Торри Каньон», довольно токсичны. Их действие против нефти тем эффективнее, чем больше в них ароматических составны