Воздействие воздушных линий

До середины нынешнего столетия влияние воздушных линий (ВЛ) на окружающую среду практически не учитывалось из-за малой плотности размещения сетей и небольшого разнообразия их конструктивных решений. С ростом класса напряжения (500, 750, и более 1000 кВ), дальности электропередач усиливается воздействие воздушных линий на био- и социальные сферы, что заставило с начала 70-х гг. серьезно заняться изучением этих воздействий и поиском путей снижения их отрицательного влияния на окружающую среду. Растет также плотность размещения распределительных сетей, что делает проблему особенно острой в густонаселенных районах. Так, в некоторых регионах СССР плотность размещения линий электропередачи разных напряжений достигает порогового значения, при котором на окружающую среду воздействует уже не одна воздушная линия, а их совокупность. Эту особенность «загрязнения» среды совокупностью воздушных линий необходимо учитывать при проектировании электрических сетей.
Воздушные линии электропередачи как элемент электроэнергетической системы (ЭЭС) имеют непосредственный контакт и взаимовлияние с окружающей средой. Наиболее характерными экологическими проблемами, с которыми приходится сталкиваться при проектировании и строительстве воздушных линий, являются следующие: отчуждение и изъятие земель, вырубка лесных насаждений, ограничение хозяйственной деятельности в зоне отчуждения земли для воздушных линий, вредное влияние электромагнитного поля сверх- и ультравысокого напряжения на биосферу, возникновение теле- и радиопомех, акустические шумы, создаваемые воздушными линиями, ухудшение работы средств связи, ухудшение эстетического восприятия ландшафта в местах прохождения трасс воздушных линий.
Часть из указанных воздействий на окружающую среду поддается количественной оценке и может быть выражена в экономических показателях, учитываемых при проектировании. Большую же часть воздействий на биосферу и социальные системы оценить сложно, а порой и невозможно.
Три основные подсистемы, на которые оказывает влияние воздушные линий.
1. Экологическая подсистема:
— нарушение почвенно-растительного комплекса и рельефа местности;
— отторжение ценных сельскохозяйственных земель;
— последствия вырубки лесов по трассе воздушных линий;
— изменение среды обитания животных, птиц, насекомых и их генофонда;
— влияние на биопроцессы в растительном мире;
— ограничение и изменение путей миграции животных и птиц.
2. Социальная подсистема:
— ухудшение условий жизни населения вблизи воздушных линий (акустический шум,теле- и радиопомехи);
— отрицательное эстетическое воздействие на ландшафт местности, населенные пункты, зоны отдыха, культурные и природные памятники и т. д.;
— негативное воздействие электромагнитного поля воздушных линий на организм человека в охранной зоне воздушных линий.
3. Экономическая подсистема:
— нанесение ущерба сельскому хозяйству в связи с отторжением земель и ограничением хозяйственной деятельности в охранной зоне воздушных линий;
— нанесение ущерба лесному хозяйству.
Следует сразу отметить, что действующие сегодня нормативы платежей за пользование земельными, лесными и другими ресурсами значительно занижены по сравнению с их народнохозяйственной ценностью.
Очевидно, что для обеспечения возможности учета всего комплекса воздействий воздушных линий на окружающую среду необходимо проводить исследования энергетиков, биологов, социологов, экономистов и специалистов в других областях науки Критерием же выбора варианта электропередачи остается минимум приведенных народнохозяйственных затрат на строительство и эксплуатацию воздушных линий. С учетом воздействия на окружающую среду их можно записать
3=3вл+3экол+3соц+Зэкон, (В.1),
где Зал—затраты на строительство и эксплуатацию воздушных линий; Зэкол, Зсоц, Зэкон—затраты на проведение мероприятий, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий отрицательного воздействия воздушных линий на экологические, социальные и экономические подсистемы [12].
В состав затрат входят фактические и возможные убытки (в денежном выражении), причиняемые народному хозяйству, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Учет таких составляющих затрат заставит при проектировании воздушных линий рассматривать также варианты:
— более протяженной трассы для обхода воздушных линий густонаселенных пунктов, мест отдыха, природн