экология жизни проблемы человечества

экология жизни

Проблемы человечества

Цель: обоснование актуальности курса экологии
Введение
Особенность менталитета будущих инженеров, на мой взгляд, состоит в стремлении понять законы природы, лежащие в основе изучаемых объектов, разобраться в механизмах явлений живой природы. Вместе с тем традиционные принципы научного подхода, знакомые им со школы, не позволяют выявить специфику жизни. В результате у многих складывается впечатление, что жизнь на планете Земля является грандиозной случайностью. Это не соответствует современным представлениям, особенно тем, которые вытекают из трудов В.И. Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Поэтому студенты вынуждены многое принимать на веру. Изучение экологии превращается в пустое заучивание, что для технически мыслящих людей совсем не характерно. Поэтому я считаю, что в техническом вузе наиболее близок и понятен будет физико-философский подход к экологии в отличие от более традиционной биологической направленности.
Особый акцент сделан на вопросах, связанных с эволюцией Вселенной как системы. Это позволит выявить основные законы, являющиеся общими для всех явлений природы, в том числе и тех, которые мы традиционно относим к проявлениям жизни, психики, разума и т.п. Я считаю, что знание этих законов поможет сориентироваться в наших экологических проблемах и найти выход из них.
Следует отметить, что единой теории возникновения и строения Вселенной и единой теории, объясняющей феномен жизни пока не существует. Наука, несмотря на ее бесспорные успехи, еще не в силах охватить эти сложнейшие явления. Поэтому в этой части наш курс экологии будет носить во многом проблемный характер.
В данном пособии предлагается следующий план:
1. Сначала мы рассмотрим наиболее общие вопросы теории сложных систем, на основе которых строится современное понимание феномена жизни.
2. Затем мы познакомимся с современными представлениями о структуре Вселенной и с фундаментальными законами, лежащими в основе ее динамики, выливающейся в единый глобальный эволюционный процесс, неизбежным следствием которого является земная жизнь.
3. Подробно остановимся на закономерностях агрегирования и эволюции социальных форм организации жизни, вплоть до формирования целостных организмов, познакомимся с гипотезой Геи, рассматривающую планету Земля как единый живой организм.
4. После этого мы “опустимся на Землю” и познакомимся с основными положениями теории биосферы — одной из важнейших подсистем планеты.
5. Постепенно сужая обзор, мы дойдем до изучения основных вопросов экосистемного уровня организации жизни, точнее, вопросов биоэкологии, которую многие склонны относить к собственно экологии.
6. Затем по логике изложения материала мы дойдем до популяционного уровня организации жизни.
7. В конце курса мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с человеческой деятельностью по отношению к природе, коснемся вопросов охраны природы, экологического права, международного сотрудничества в области сохранения окружающей среды.
8. Последняя глава посвящена проблемам нашего будущего, здесь мы попытаемся сформулировать стратегию поиска путей выхода из экологического тупика.
Цель курса:
1. Изучение фундаментальных законов эволюции Вселенной. Понимание жизни как неизбежного следствия глобального эволюционного процесса.
2. Понимание Вселенной (природы) как единого развивающегося организма с тесной взаимообусловленностью составляющих его подсистем и процессов.
3. Изучение вопросов теории глобального эволюционного процесса как в целом, так и в частных аспектах, касающихся самоорганизации материи и эволюции жизни на Земле.
4. Изучение основных законов организации биосистем разного уровня от вирусов до биосферы.
5. Анализ роли человека в жизни планеты и во Вселенной в целом и проблем взаимоотношений человека с окружающей средой, а также путей гармонизации деятельности человека.
6. Понимание причин и возможных последствий экологической катастрофы.
7. Знакомство с вопросами международного сотрудничества в области защиты окружающей среды.
Следует отметить, что данный курс вовсе не является курсом инженерной экологии. Я исходил из принципа, что студент должен в первую очередь почувствовать, что природа обладает всеми признаками живого организма. Человек должен знать, что планета – это не просто субстрат, на котором развивается нечто исключительное, называемое нами жизнью, а живой организм со всеми прис