Теория безопасности

    Теория безопасности

    Теория  безопасности  является  современным, междисциплинарным  направлением  фундаментальной  науки  и изучает  состояние  защищенности  жизненно  важных  интересов человека, общества и государства от ЧС природного и техногенного характера.
    В число основных объектов исследований входят:
—  установление  фундаментальных  закономерностей  перехода
естественных  природных  систем,  объектов  техногенной  и
биологической  сферы,  социально-экономических  структур  от
нормальных (штатных)  к  аварийным  и  катастрофическим
состояниям;
—  качественное и количественное описание сложных нелинейных
механизмов
  взаимодействия  указанных  систем,  объектов  и
структур  на  различных  стадиях  возникновения  и  развития
аварийных и катастрофических состояний и их последствий во
временной и пространственной кинетической постановке;
—  создание  научных  основ  диагностирования,  мониторинга,
раннего  предупреждения  и  предотвращения  аварий  и
катастроф, построение систем защиты и реабилитации.
В  рамках  теории  безопасности  используются  законы, методы,
критерии и принципы  естественных,  технических и общественных
наук.
    Методологические основы теории безопасности базируются на
достижениях:
—  математики (методы  математического  системного  анализа,
математическая  статистика  и  теория  вероятностей,
математическое  моделирования,  теория  бифуркаций,  теория
решения  некорректных  задач  прикладной  математики,  теория
риска);
—  физики (общая  и  прикладная  физика  элементарных  частиц  и
твердого  тела,  радиоэлектроника,  спектроскопия,  физика
атмосферы,  физика  земли,  ядерная  физика  и  ядерная
энергетика, теория лазеров);
—  механики (механика  жидкостей  и  газов,  механика  твердого
деформируемого тела);
—  машиноведения (анализ  и  синтез  технических  систем,
кинематика  и  динамика  машин  и  механизмов,  надежность,
прочность и ресурс систем);
—  информатики  и  управления (кибернетика,  теория  управления,
теория интегральных систем,  теория  автоматических  систем и
роботов, теория принятия решений);
—  химии (теория  химических  и  физико-химических  реакций,
химия процессов и материалов, органическая и неорганическая
химия, биохимия);
—  биологии и физиологии (генетика, экология, нейрофизиология,
эволюционная морфология);
—  геологии (комплексные  методы  геологии,  геофизики  и
геохимии, океанологии);
—  обществоведения (основы  государства  и  права,  философии,
социологии, экономики).
В  теории  безопасности  принята  определенная  система
классификации аварий и катастроф:
—  по  причинам  и  источникам  возникновения (природные,
техногенные,  социально-экономические,  экологические,
военные);
—  по  масштабам  их  последствий (глобальные,  национальные,
региональные, местные и объектовые);
—  степени  их  определенности  и  предсказуемости (проектные,
запроектные, гипотетические).
Принципиальное  значение  в  теории  безопасности  придается
установлению  критериев  и  шкал  измерений,  позволяющих
количественно  оценивать  и  измерять  опасности,  угрозы,  степень
защищенности  и  повреждаемости.  На  этой  основе  формируются
количественные  и  качественные  параметры  принимаемых
управленческих  решений,  конструкторско-технологических  и
эксплуатационных  нормативно-технических  документов,
заключений  комиссий  по  анализу  аварий  и  катастроф.  Такие
параметры используются при формировании целей безопасности и
оценки эффективности мероприятий для достижений этих целей.
Фундаментальные  исследования  в  области  безопасности
человека, общества и государства позволяют:
—  научно  обосновать  принципы,  методы  и  системы  защиты  от
аварий и катастроф;
—  сформировать  российскую  систему  сил  и  действий  при
возникновении чрезвычайных ситуаций (РСЧС), если аварии и
катастрофы  не  удалось  предотвратить,  и  угрозы  из
потенциальных перешли в реальные и реализованные.
Для количественного  анализа и установления шкал измерения
состояния безопасности человека, общества и государства в рамках
развитой  к  настоящему  времени  теории  безопасности  в  качестве
базовых критериев безопасности можно принять следующие:
—  риски для жизни и жизнедеятельности;
—  качество и продолжительность жизни.
Критерии рисков имеют  выраженный  вероятностный характер
и определяются вероятностью (или частотой) реализации угроз для
человека,  общества  и  государства  и  величиной  ущерба  при  этой
реализации.  В  ряде  случаев  под  критериями  рисков  понимают
только  вероятности  или  частоты  неблагоприятных,  опасных  или
катастрофических явлений.
Общий  анализ  рисков  от  аварий  и  катастроф  для  государства
проводится на базе изучения рисков для каждой из катастроф и их
числа  на  заданном  отрезке  времени.  Такой  анализ  позволяет
определять  пути  решения  проблем  безопасности  и  управления
рисками на государственном, региональном и объектовом уровне.
В теории безопасности при применении критериев риска целью
управления  является  общая минимизация  ущербов  и  вероятностей
аварий и катастроф.
Таким  образом,  фундаментальные  научные  основы
регулирования  безопасности,  защиты  человека,  общества  и
государства от аварий и катастроф состоят в выборе приоритетных
критериев безопасности и разработке комплексов первоочередных и
перспективных  мероприятий  по  снижению  рисков  и  повышению
качества и продолжительности жизни.
Последовательное  освоение  в  практике  системных  методов
проектирования  сложных  технических  систем  и  универсальных
принципов обеспечения безопасности позволят в основном решить
задачу  предупреждения  возникновения  крупных  аварий  и
катастроф.
Учеными  разработан  ряд  общерегулирующих  принципов,
руководствоваться которыми необходимо в интересах обеспечения
безопасности технических систем.
Один  из  них  –  принцип  глубокоэшелонированной  защиты,
направленный  на  компенсацию  потенциальных  ошибок  человека
или механических  отказов  оборудования,  и  реализующийся  путем
создания серии барьеров, которым в принципе никогда и ничто не
угрожает,  но  которые,  должны  немедленно  разрушиться,
предотвращая  тем  самым  возможный  ущерб  человеку  и
окружающей  среде.  Такие  барьеры  обладают  способностью
удержания  энергии  или  опасных  веществ  и  могут  служить  как
целям эксплуатации, так и безопасности.
При  проектировании  инженерных  систем  по  критериям
безопасности  необходимо  руководствоваться  следующими  научно
обоснованными принципами:
независимости  и  разнообразия,  когда  системы  обеспечения
безопасности проектируются так, чтобы влияние дефектов, ошибок,
отказов  на  работоспособность  системы  было  минимальным; (при
этом  независимость  достигается  физическим,  функциональным  и
пространственным  разнесением,  а  разнообразие  –  физической,
методической и аппаратной разнотипностью);
безопасности отказа, когда наиболее вероятные отказы систем
обеспечения  безопасности  сами  содействуют  ложному
срабатыванию системы, чем обнаруживается угроза аварии;
надежности и живучести, когда обеспечивается высокий уро-
вень надежности функционирования важнейших элементов;
естественной технической безопасности – реализуется путем
конструирования  и  применения  автономных  специальных  средств
защиты,  максимально  упрощенной  и  надежной  конструкцией
технической  системы,  минимизации  уровня  запасенной  энергии  и
вредных веществ, а также ошибок оператора на развитие аварийных
процессов.
В  результате  выпол
нения  указанных  работ  создаются
технические системы предотвращения тяжелых аварий на объектах
авиации,  космоса,  железных  дорог,  гражданского  строительства,
особенно тех, где аварии и разрушения непосредственно связаны с
опасностью  для  населения,  ядерной  энергетики,  в  том  числе
связанных  с  переработкой,  транспортировкой  и  захоронением
ядерного топлива и радиоактивных материалов.
В  центре  внимания  ученых,  специалистов  находятся  вопросы
создания  различных  форм  сейсмозащиты,  головных  образцов
аппаратуры  для  диагностики  состояний  сложных  технических
систем,  контроля  техногенных  процессов,  оперативного
мониторинга, способов активного тушения пожаров, в том числе – с
использованием  направленного  взрыва,  систем  безопасности  при
утилизации  и  хранении  средств  ядерного,  химического  и  других
видов вооружения, универсальных средств  защиты и спасения при
чрезвычайных ситуациях и многое другое.
В частности, становится очевидным, что на данном этапе, когда
нормативно-законодательная  основа  решения  проблем
безопасности в достаточной степени развита, следует сосредоточить
внимание  на  формировании  единой  национальной  системы
управления и её элементов в данной области.
Не трудно спрогнозировать, что в ближайшем будущем на всех
уровнях управления государства и регионов, и в самой технической
сфере,  сложится  инфраструктура  обеспечения  природно-
техногенной безопасности, и сразу же возникнет проблема кадров,
необходимости организации последовательной работы по массовой
подготовке  и  переподготовке  соответствующих  специалистов  и
руководителей.  Полагаем,  что  на  это  следует  своевременно
обратить внимание и сосредоточить усилия.
Механизмы управления. В комплексе намечаемых для решения
проблем  безопасности  на  ближайшую  перспективу
предусматривается:
—  разработать  трехуровневую  государственную  структуру
президентских,  федеральных  целевых  и  отраслевых  научно-
технических программ;
—  скоординировать  региональные  научно-технические
программы  с  государственными  программами (в  части
постановок  задач,  методов  разработок,  исполнителей  и
источников финансирования).
В  области  инженерных  решений  по  поддержанию  и
повышению  безопасности  наиболее  важных  объектов
государственного  и  оборонного  комплексов  необходимо
сосредоточить усилия:
—  на разработке, согласовании и введении в действие деклараций
по безопасности;
—  на  согласовании  и  принятии  номенклатуры  и  перечня
потенциально  опасных  объектов федерального,  регионального
и отраслевого подчинения;
—  на  разработке,  применительно  к  потенциально  опасным
объектам,  инженерных  мероприятий  по  повышению
безопасности;
—  на  создании  и  введении  в  эксплуатацию  средств
функциональной защиты объектов от аварий и катастроф;
—  на  создании  встроенных  и  мобильных  систем  оперативной
диагностики аварийных ситуаций.
В  области  защиты  от  природных  и  природно-техногенных
катастроф необходимо ввести в действие:
—  методы,  критерии  и  системы  оценки  риска  природных  и
природно-техногенных катастроф;
—  геоинформационные  системы  многомасштабного  анализа
природных  опасностей (на  государственном,  региональном  и
местном уровне);
—  интегрирование  системы  защиты (контроль,  мониторинг,
оповещение,  эвакуация)  при  прогнозируемых,  не
прогнозируемых стихийных бедствиях.
В  области  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций  целесообразно
предусмотреть:
—  создание систем и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций
на первых и последующих стадиях их возникновения;
—  разработку  проектных  решений  для  потенциально  опасных
объектов,  предусматривающих  встроенные  в  них  системы
предупреждения,  контроля,  локализации  и  ликвидации
аварийных и к