Экологическое сознание и личность продолжение

Устойчивость
как проявление личности и есть тот механизм, который позволяет сохранять это
равновесие. Следует подчеркнуть, что устойчивость как личностный фактор не
идентична устойчивости в психофизиологическом понимании, где она определяется
как способность поддерживать должный уровень функционального состояния и
структуру его регуляции. Устойчивость личности, устойчивость сознания это способность сохранять содержание
понятий, суждений и умозаключений, способность к осуществлению операций их
преобразования несмотря на влияния среды, затрудняющие или противоречащие этим
понятиям или операциям. Устойчивость определяет стабильность внутреннего мира
человека.

В
осознании ситуаций и в своей деятельности человек постоянно встречается с конфликтами:
внешними, независящими от человека и не связанными с его деятельностью, а также
внутренними, обусловленными столкновением интересов во внешнем мире или в самом
сознании. В результате поступающей в процессе конфликта информации, не
связанной непосредственно с содержанием конфликта, или случайной, но, возможно,
ложной или связанной лишь с деталью конфликта, а также вследствие естественных
нестационарных флюктуации в самом сознании временно (на определенный период)
начинает доминировать то одна, то другая сторона конфликта. Устойчивость и
является механизмом поддержания стабильности, защиты от этих флюктуации.

Связана
ли физиологическая устойчивость с устойчивостью личности? Вероятно, такая связь
есть, о чем говорят результаты исследований так называемых измененных состояний
сознания, возникающих при воздействии внешних факторов (Д.Л.Спивак, 1999), а также динамики личности при крайне
тяжелых состояниях, вызванных войной, стихийными бедствиями и т. п.

В
широко развивающемся сейчас направлении гуманистической психологии особое
значение придается такому свойству сознания, как рефлексия. Под рефлексией
понимается осмысливание личностью своих собственных действий и законов,
вызывающих их, направленное на самопознание. Это диалог, который сознание ведет
само с собой, опираясь на естественную логику событий, но создавая свою
собственную логику, свои собственные законы, которые определяют результат
процесса самопознания. Рефлексия как свойство сознания уже давно стала
предметом изучения философов и психологов, а искусство, особенно художественная
литература, почти целиком построены на рефлексии. Трагедии В.Шекспира, «Борис
Годунов» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, «Отец Сергий», «Крейцерова
соната», «Война и мир» Л.Н.Толстого, романы Ф.Достоевского являются прекрасными
образцами такого рефлексивного искусства. Своего апогея рефлексия достигла в
произведениях Пруста, Кафки, Джойса, почти вытеснив действия и поступки.

П.Тейяр
де Шарден писал о том, что рефлексирующее сознание является центральным
феноменом человека, обеспечивающим его свободу и возможность самосознания.
Рефлексия, как высший этап развития психики, дала возможность проявления таких
личностных факторов, как самосознание, самоосмысливание, самоактуализация,
стала основой саморазвития.

Рефлексия
определяет такие признаки бытия человека, как его уникальность, неповторимость
даже по отношению к самому себе, поскольку всегда происходит процесс
саморазвития личности, коррекция установок, познание новых законов, отношений и
т. п. «Я» сегодня уже не тот, что был вчера, и не тот, каким буду завтра.

Еще
одним признаком, связанным с рефлексией, следует признать парадоксальность
личности, поскольку в сознании одновременно сосуществует целый ряд
противоположных, нередко взаимоисключающих друг друга тенденций, влечений,
которые могут формировать конфликты, но могут и не вступать в противоборство.

Этот
сложный конгломерат может существовать в сознании только благодаря рефлексии,
определяющей наличие логики парад
окса. Противник насилия как формы общения
становится выдающимся полководцем, гениальный химик клеит чемоданы, а писатель
пашет землю и тачает сапоги, изобретатель динамита учреждает премию мира и т.
п. Пожалуй, наиболее ярко это показал Г.РДер-жавин в своей знаменитой оде
«Бог».

Важной
производной от рефлексии является открытость сознания как свойство, которое
обеспечивает его бесконечную способность охватить все не только доступные, но и
недоступные восприятию проявления мироздания, способность вовлекать в
формируемые в сознании схемы мира содержание поступающей информации.

Открытость
и парадоксальность обуславливают такое свойство сознания, как психологический
импрессионизм, несводимость сознания только к инвариантным базовым
характеристикам и концепциям. С одной стороны, это стремление сформировать
мировоззрение на основе устойчивой картины мира, а с другой признание «летучести», эфемерности этой
картины, рано или поздно сменяемой другой, с другими законами и отношениями.

Рефлексивность,
как свойство экологического сознания, обеспечивает построение у человека своей
индивидуальной картины мироздания и своего места в этой динамичной картине,
постоянно меняющей свое обличие. Каждый закат солнца неповторим и уникален,
каждое облако непохоже на другое, но это мой закат, мое облако, и они не будут
такими ни для кого другого, даже если этот другой стоит рядом со мной.

Одной
из существенных задач рефлексирующего экологического сознания является анализ
противоречий, возникающих в сознании как отражение реальных противоречий,
существующих во внешнем мире. Главная трудность подобного анализа связана с
таким свойством рефлексии, как сомнение. Эта категория познания в
рефлексирующем сознании была введена Р.Декартом, который придавал ей
исключительно большое значение как инструменту истины.

Сомнение это важный стимул познания, заставляющий
вновь и вновь расширять круг вовлеченных в фокус сознания объектов. Свойство
критичности близко понятию сомнения и реализуется в поиске уязвимых, слабых
мест в том или ином построении абстрактной модели внешнего мира, сформированной
сознанием.

Вероятно,
одним из наиболее частых объектов рефлексии является понятие цели, особенно в
ее глобальной постановке, которая, возможно, сама послужила базой для появления
рефлексии, постановке, формируемой в виде вопроса: в чем смысл жизни?

Отвечая
на вопрос, что такое личность, поставленный в начале главы, наверное, можно
было бы сказать: личность это человек с особенностями его
рефлексирующего сознания.

Большую
роль в проблематике экологического сознания и сознания вообще играют связанные
с рефлексией понятия самоорганизации и самореализации, относящиеся к процессу
появления и развития «Я» как личности.

Под
самореализацией обычно понимается сбалансированное и гармоничное раскрытие всех
сторон личности и их использование в решении проблемы поиска своего места в
природной и социальной структурах. Проблема самореализации активна тогда, когда
она основывается на абстрактных ценностях. А.Н.Леон-тьев, приводя выражение
В.Франкла «если потребности толкают нас, то ценности притягивают»,
подчеркивает, что это есть констатация роли потребности в формировании
индивидуально-предпочитаемого желаемого и роли ценности как желательного, т. е.
идеала, к которому стремится человек.

Вероятно,
нет единого решения проблемы самореализации, и здесь выделяют две тенденции,
обычно называемые западной и восточной, которые исходят из различий в понимании
сущности «Я», его целевой и смысловой сущности.

Самореализация
по западному образцу это активная,
преобразующая деятельность, связанная с реальными материальными ценностями.
Восточная модель предполагает самоуглубление, замыкание в себе, формирование
абстрактных духовных ценностей.

В
процессе самоорганизации личность формирует ответ на три главных вопроса, в
свое время поставленных И.Кантом: «Что я могу знать, что я должен знать и на
что я могу надеяться?» Ответ на первый вопрос формируют когнитивные реакции и
процессы, второй раскрывается в поведенческих реакциях, а третий в формировании цели-идеала.

В
определенном смысле самоорганизация и самореализация есть не что иное, как развитие
и реализация задатков человека, его способностей, дарований и черт характера
путем осуществления той или иной деятельности, имеющей социальную, внешнюю и
внутреннюю направленность. С позицией синергетики самореализацию можно
рассматривать, как образование упорядоченных структур в неупорядоченных
стохастических системах. «Процесс самоорганизации с этих позиций представляет
собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки
зрения адаптации» (И.Пригожин).

Толчком
для самопознания и самореализации является знание, на основе которого по
определенным неинициируемым параметрам классифицируется и осмысливается мир,
«Я» и определяется место и роль «Я» в этом мире.

Важным
элементом этого, по вырожению А-Шутца, «жизненного мира» является определение
цели или, в обобщенном виде, смысла жизни. В первоначальной концепции А.Адлера
целью является достижение превосходства, совершенства и гармонии, выступающих в
виде идеала, т. е. социального интереса. В пределе самореализации лежит полный
выход за границу самого себя и достижение единства во всей полноте мира.

Исходя
из различий во взгляде на концепцию «Я», предполагаются два варианта
самореализации. Основываясь на взглядах З.Фрейда и близких к его концепции
ученых на «Я» как на слабого посредника,
мечущегося между инстинктивными влечениями и запретами сознания, саморегуляция
ставит целью компенсацию слабости и беспомощности «Я».

Второй
вариант базируется на позитивном и социально ориентированном «Я», которое
ставит целью поддержку, охрану и развитие общечеловеческих ценностей.

Вместе
с тем вряд ли можно согласиться с таким черно-белым определением целей «Я»,
исходя из противоречий и сложностей сознания. Л.Н.Гумилев, раскрывая понятие
самореализации через характеристики пассионаров (носителей пассионарности
этноса), показал необходимость сочетания «положительных» и «отрицательных» с
позиций обыденного сознания качеств. Вероятно, будет правильнее, по крайней
мере для экологической стороны сознания, отказаться от оценок «хорошо» и
«плохо» при рассмотрении теоретических проблем самореализации, характеризуя
лишь конкретные проявления, исходя из ситуации, принятой в данный период
исторического развития за идеальную.

Непосредственным
объектом, на который направлена самореализация личности в экологическом плане,
является удовлетворение материальных и духовных потребностей.

В
зависимости от некоторых особенностей «Я» самореализация может и не зависеть от
мнения или позиции конкретного социума, от отношения его к результату
самореализации. Типичным для такой формы самореализации является поведение,
установка сознания ученого, новатора, смысл деятельности которого заключается в
борьбе с устарелыми взглядами, застывшими канонами, не выдерживающими напора
новых знаний, или раскрытии новых граней старых истин.

При
другой форме личность реализует себя, как бы растворяясь в других людях,
посвящая себя служению обществу, отказываясь от своего собственного
интуитивного стремления или же просто принимая форму
поведения, выраженного в
форме одобренного обществом образа. Такая форма самореализации может быть
принята как временная мера при столкновении с незнанием. Так, исследование
адаптации группы людей к условиям высокогорья показало, что в начальный период
вся группа независимо от особенностей ее членов принимала единый стиль
поведения (A.A-Алдашева, 1986). Такое же
единство самореализации было обнаружено этим же автором при исследовании
офицеров-подводников на начальном и конечном этапах дальнего многомесячного
похода. Может быть, именно этим объясняется так называемый феномен «различия
места», когда психологические различия среди членов коллектива оказываются
меньше, чем между такими же коллективами, но работающими в другом месте. Многие
из проблем самореализации, особенно самореализации в группе или коллективе, самореализации
коллективов, хорошо изучены в социальной психологии, в частности проблема
«личность и коллектив», поэтому мы не будем дальше развивать эту тему.

Третья
форма самореализации это философская,
духовная самореализация, когда личность реализует себя не в деятельности, а в
построении абстрактных схем мироздания, абстрактных схем взаимоотношений
личности и человечества. Часто такая самореализация приобретает вид
приверженности к той или иной философской концепции, например к модной сейчас
философии дао, некоторым вариантам буддизма.

Так,
на ранних этапах христианства была распространена такая форма самореализации,
как отшельничество или схима, т.е более официальная форма ухода из общества. К
этой же форме самореализации принадлежит подвижничество во имя вечных истин,
концепций добра, человеколюбия, отечества и т. п.

Наконец,
следует упомянуть об очень распространенной форме самореализации, связанной с
осуществлением конкретной материальной цели, выраженной в продвижении по
служебной лестнице (карьера как форма самореализации), накоплении денежных
средств или достижении других форм материального благополучия.

Побудителями
самореализации являются мотивы, которые, закрепляясь, переходят в черту
характера и проявляются в действиях (С.Л.Рубинштейн), и в процессе деятельности
формируется новая личность, с новыми связями и более сложной структурой.

Актуализация
мотивов обуславливается выраженностью некоторых факторов, которые Э.Шостромом
объединены в четыре группы: честность (прозрачность, искренность, аутентичность),
осознанность (способность формировать свое собственное мнение, быть самим
собой), свобода (целостность сознания, уверенность в своих силах, убежденность
в возможности преобразования ситуации, духовность) и доверие (глубокая вера в
других, социальная интегрированность). Он писал: «От нас зависит, предаться ли
разгулу и, потеряв человеческий облик, опустится на дно или подняться к высотам
разума и беседовать с вечностью».

Особенностью
экологического сознания является то, что в процессе самореализации личности оно
практически мало связано с такими свойствами, как способность, задатки, и
поэтому виды самореализации, связанные со взаимодействием с природой, в
значительно большей степени зависят от условий, в которых находится человек.

Такие
личностные факторы, как выраженность стремления к самоутверждению, четкость
постановки цели и способность к своевременной коррекции цели, вплоть до
переориентировки деятельности на другие цели, уверенность, устойчивость в
воля, обеспечивающая помехоустойчивость сознания, устойчивость в достижении
цели несмотря на встречающиеся неудачи и, что особенно важно, способность
вовремя отказаться от цели или используемой для ее достижения стратегии и программы,
если становится ясной их неоптимальность или ошибочность. 7

Для
экологического сознания волевые
характеристики личности имеют особое значение,
так как они направлены главным образом внутрь себя, формируя выраженность и
устойчивость сознательно принимаемого решения о самоограничении при
удовлетворении потребностей за счет разрушения природы.

Большое
значение в становлении личности имеют и такие интегральные свойства, как
автономность, т. е. способность к самостоятельным решениям, динамичность, конструктивность,
направленность ценностных ориентации, а также ролевые и статусные
характеристики.

В.П.Зинченко
подчеркивает важность в раскрытии личности таких обобщенных характеристик, как
духовность, конгруентность (способность к формированию тесных контактов в
результате совпадения взглядов), твердость, интернальность или
экстерналь-ность, личностное богатство.

Серьезных
работ, посвященных этому направлению экологического сознания, нам не удалось
найти, хотя многие авторы принимают за аксиому, что эти проявления личности,
особенно связанные с духовностью, наиболее четко проявляются именно тогда,
когда сфера сознания захватывает экологические проблемы, прежде всего те,
которые имеют глобальное значение.

В
проблеме «сознание и личность», как нам кажется, большое значение имеет
конформность, которая зачастую является наиболее важной характеристикой,
определяющей самореализацию личности, особенно в условиях коллектива.

Рассматривая
роль личностных факторов в экологическом сознании, следует остановиться на их
участии в формировании такого сложного состояния, которое обозначается как
психологическая защита и является одной из форм стратегии по отношению к
природе.

Хорошо
известно, что практически каждый человек, размышляя о своем отношении к природе
и оценивая это отношение, испытывает чувство вины за тот вред, который он ей
наносит. Это может быть и глобальное чувство, но чаще оно возникает по поводу
какого-то конкретного действия человека или других людей, или тех или иных
социальных групп, или общества в целом.

Обычно
в таких ситуациях человек воздвигает в своем сознании своеобразную защиту,
направленную на преодоление этой вины или вытеснение ее из сознания. Такая
защита может быть реализована направлением внимания на другой объект, т. е.
путем замещения, рационализма, когда чувство вины уравновешивается
перечислением материальных выгод, перекладыванием вины на другого и др. Однако
полностью реализовавшая себя личность вместо психологической защиты формирует
план активной деятельности, которая могла бы предотвратить поступки, вызвавшие
чувство вины.