Природа и общество: реалии российского сознания

По мнению сотрудников ВЦИОМ (Докторов Б., Сафронов В.), в общественном сознании российских обывателей отчетливо просматриваются три типа отношений к природе, являющихся системными, мировоззренческими позициями. Впервые этот факт был обнаружен в исследовании 1993 году.
Какое из следующих суждений в наибольшей степени соответствует Вашему мнению?

Природа священна, потому что создана Богом 26%
Природа священна сама по себе 55%
Природа имеет большое значение, но она не священна 11%
Затрудняются ответить 8%

Отношение к природе, фиксируемое первой позицией (26%), определяет первый тип взаимодействия. Это религиозное отношение. Для него характерны системность, последовательность, убежденность и непротиворечивость в восприятии природы как сакрального и боготворного мира, человек в котором является его частью, системным элементом (но не хозяином, не владыкой, не царем и т.д.). Заметим, что доля верующих в 4—5 раз меньше доли религиозных людей.
Оценки, фиксируемые второй позицией (55%), определяют тип взаимодействия, являющийся пантеистическим. Пантеизм (по Г.Гердеру) — это позиция одновременно и религиозная, и материалистическая, при которой человек отчуждается от природы.
Сторонники третьей позиции (11%) — это материалисты (причем материалисты агрессивные, убежденные).
Представители всех трех типов демонстрируют довольно жесткую (не размытую) систему взглядов на природу, их поведение столь же последовательно и определяется мировоззренческой установкой.
Данные ВЦИОМ позволяют обнаружить ряд закономерностей в картине весьма драматических взаимодействий населения России и природы.

1. Мировоззренческие установки россиян, связанные с отношением к природе и к ее происхождению, определяются комплексом причин, и мы пока не знаем, каких. Можно только сказать, что эти установки слабо детерминируются возрастом, образованием, местом жительства . Явно, что снижение привлекательности материалистической позиции связано с утратой этой позицией идеологического прикрытия (напомним: в Советском Союзе атеизм был идеологией воинствующего материализма) и поиском новых смысложизненных оснований, лежащих вне материалистического мировоззрения, а таким основанием может быть только религиозное мировоззрение.

2. Происходит общесистемная смена мировоззренческих установок. Драма взаимоотношений человека и природы приобретает все более трагический характер. Все большая часть населения России начинает понимать, что счастливая развязка в этой жизненно важной пьесе возможна только тогда, когда человек сменит играемую им по отношению к природе роль, только при ослаблении жестких установок материалистического мировоззрения.