Природа, народ и законодатель: приоритеты и интересы власти

Общественное мнение позитивно существует только тогда, когда оно оказывает влияние на органы государственной власти. Очевидно, что реакция властей, заинтересованных во включении общественного мнения в механизмы принятия государственных решений (что возможно только в демократических обществах), будет двоякой:

• или в сторону усиления позитивного для власти социального движения, мнения, образа, мифа;

• или в сторону ослабления (противодействия) негативного для власти мнения.

В обоих случаях власть принимает во внимание мнение народа. Источником информации об активности федеральной власти в целом, и по природоохранному регулированию в частности, были данные сборника законодательных актов ‘Законодательство в России» (январь, 1998 год), отражающих законотворческую деятельность Государственной Думы (Законодателя) за период 1994—1997 годов За это время было принято 28 208 законодательных и распорядительных актов Правительства и Президента Российской Федерации. Их типология приведена в такой системе координат:

а) на решение каких проблем ориентирован законодательный акт?

б) интересы каких социально-демографических групп защищает (отражает) законодательный акт?

Эгоизм законодателя становится очевидным, если сказать, что за это время почти 57% законодательных актов были посвящены проблемам управления.
Интерес законодателя к проблемам окружающей среды был низок и постоянно понижался (см. табл. 1).
Судя по этим данным, у нас в стране или снижается насущность проблемы охраны природы, или снижается интерес законодателя к этой проблеме. Во втором случае поведение законодателя соответствует изменениям интереса и населения: проблема природы и ее зашиты ушли из области актуальных проблем.

Таблица 1Динамика природоохранной активности законодателя (в % от числа законов).

Природа, народ и законодатель: приоритеты и интересы власти