Социальная модель взаимодействия общества и природы

На рис. 1 приведена модель (социальная технология) социоэкологического взаимодействия. Актерами взаимодействия являются природа и общество. Взаимодействие предполагает обмен. На рисунке показаны два канала обмена.

Канал 1

Здесь общество является потребителем, выражая потребность в природных ресурсах и потребность в качестве среды обитания (воздух, вода). Природа является «поставщиком» (производителем) этих ресурсов. Ценой этого обмена является состояние среды обитания и уменьшение запасов ресурсов. Обмен, осуществляемый по этому каналу, облагодаря положительной обратной связи — маниакален: потребности людей ничем не ограничены, каждый цикл потребления ресурсов увеличивает потребность в них. Ресурсы же ограниченны. Имеют ограничения и допустимые уровни состояния среды обитания. Обмен маниакального канала бесперспективен и для природы, и для общества.

Канал 2

Этот канал принципиально другой: в нем общество является производителем системной культуры (образцов поведения) взаимодействия с природой, которая выступает их потребителем. В схеме этого обмена конкуренция идет не в области ускорения и масштабности изъятия природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот (это конкуренция маниакальной петли, где потребителем является общество), а в области осознания проблем состояния социоэкосистем (заметим, что это проблемы людей, общества) и способов формирования новой системы ценностей, новой культуры, предлагающей новые правила взаимодействия (обмена) с природой. При этом доминирование петли обмена первого канала снижается, потребности людей приобретают социокультурные и природные ограничения: во-первых, меняются принципиально роли взаимодействующих актеров, общество осваивает роль не потребителя ресурсов, а производителя культуры, во-вторых, принципиально меняются статусы актеров, общество как производитель вынужденно признать главенство природы как потребителя и свое обслуживающее по отношению к природе положение.
Воздействие образцов новой, системной культуры на общество дифференцировано и определяется типологией (структурой) социума. Очевидно, что разные социальные слои (типы населения) имеют различные социокультурные особенности. Различной будет и их реакция на предлагаемые социоэкологические доктрины, образцы поведения. Их продвижение в обществе, очевидно, идет по каналам образования (канал 1) и пропаганды (канал 2). Первый основан на знании и понимании, второй — на вере.

Рис 1. Модель социоэкологического взаимодействия 1 -обозначает канал образования, 2 — канал пропаганды

Социальная модель взаимодействия общества и природы