Виды экологического сознания продолжение 2

Конечно, частично это вынужденное поведение, реализуемое вполне осознанно в целях
обеспечения необходимых жизненных условий семьи, однако в большинстве случаев это проявление эгоистического хищнического сознания. Так, в районе озера Селигер нами были опрошены 23 человека, занимающиеся рыбным браконьерством, причем эти люди не скрывали своего занятия. 22 человека в качестве причины указали на тяжелое экономическое положение из-за безработицы, но, как выяснилось, 18 человек из них не работали и раньше, когда безработицы не было. Описано много случаев, когда эгоистическое экологическое сознание реализовывалось в хищническое отношение к природе на фоне благополучной экономической ситуации.

В индивидуальном плане подобное поведение отражение эгоизма как черты характера с его комплексом вседозволенности, однако для коллективного сознания дело обстоит значительно сложнее и эгоизм обусловлен сложным переплетением целого ряда факторов политических, геополитических, соображениями безопасности, национального
престижа и менталитета носителей сознания. Чем выше по иерархической лестнице расположена коллективная структура, тем сложнее сложившиеся взаимоотношения, поскольку эгоистическое экологическое сознание становится элементом политики.

Так, хорошо известно отношение Норвегии и Японии к запрещенному международными соглашениями китобойному промыслу, покровительственное отношение некоторых государств к браконьерскому промыслу рыбы и крабов своих подданых в территориальных водах Приморья и т. п. В России органы лесного хозяйства имеют претензии практически ко всем леспромхозам за допущенные нарушения при вырубке леса, в Азовском и Каспийском морях постоянно происходят столкновения работников рыбной охраны с браконьерами, даже с применением огнестрельного оружия. Все это
приводит к парадоксальной картине, когда общество различными методами, начиная с убеждения и кончая насильственными способами, борется против индивидуального агрессивно-хищнического поведения и одновременно становится проводником и защитником такого поведения во внутри- и межгосударственных отношениях. Наиболее ярко это проявляется в ядерной политике стран, проводящих, несмотря на мораторий, испытания своего ядерного оружия.

В социологической литературе можно найти много примеров подобного рода, начиная с анализа капиталистических отношений у К.Маркса и В.И.Ленина и кончая современными публикациями о действиях монополий и некоторых государств. Можно сослаться на ряд сообщений, приведенных в материалах известной конференции, проводившийся в Рио-де-Жанейро.

Одним из наиболее распространенных вариантов общественного эгоистического экологического сознания является так называемая политика государственного эгоизма, при которой государство во имя каких-либо интересов идет на определенные мероприятия, нарушающие экологический баланс не только в том или ином регионе, но даже в глобальном масштабе, правда старается при этом не допустить безвозвратного нарушения экологической среды, ограничиваясь разумными пределами и в некоторых случаях компенсируя этот вред ограничениями в других сферах экологических отношений.

Следуя по нашей схеме, можно сказать, что при эгоистически-хищническом экологическомсознании характерно резкое сужение соотношения «личность-общество», «группа и метагруппа», где возникает полное доминирование «Я» или его аналогов, находящихся в оппозиции к более высокой иерархической структуре.

Наконец, четвертая форма экологического сознания определена нами как адекватное экологическое сознание,
характерной чертой которого является почти полное совпадение концептуального образа внешней среды и взаимоотношения человека с этой средой, с объективной действительностью, с результатами, получаемыми при использовании методов научного анализа. Такой анализ, проводимый с использованием научных знаний, вероятно, лежит в основе адекватного сознания и позволяет подавить те элементы эгоистического отношения к природе, которые могут возникнуть в том или ином конкретном случае. Именно поэтому адекватное экологическое сознание можно рассматривать как научно обоснованное сознание.

Такой анализ проводится не только по отношению к природной среде, более того, эта сторона анализа имеет значительно меньшее значение по сравнению с антропогенной средой, выступающей как угроза.

Очень важно отметить, что если для остальных видов экологического сознания среда выступает, как это уже отмечалось, в виде угрозы или противостоящей стороны в конфликте, то при адекватном сознании среда выступает и как нечто, требующее заботы и охраны, в некоторых отношениях равное человеку, а иногда и превосходящее его.

В различных аспектах многогранного адекватного сознания природная среда выступает носителем какого-то высшего разума, что обычно характеризуется понятием «величие одухотворенной природы», уводящим человека от суеты обыденной жизни и заставляющим задуматься над философскими проблемами мироздания.

Однако антропогенные факторы, которые связаны с разрушением природы, загрязнением среды, нарушениями почвы, сужением биоразнообразия, разрушением ландшафта и т. п., обычно включаются в концептуальную модель как образ угрозы.

Следует подчеркнуть, что если при остальных видах экологического сознания формирование образа угрозы обычно рассматривается с позиции определения вреда, который может нанести человеку природа в процессе их взаимодействия, вреда прямого, например в виде источника инфекции, или опосредованного действиями человека, например вреда речному рыболовству, наносимого отравлением вод сточными отходами химического производства, то для адекватного экологического сознания характерно появление образа угрозы природе, наносимого действиями человека. Типичным примером такого образа является представление о вреде испытаний ядерного оружия для экологии региона.

Вместе с тем было бы ошибкой рассматривать адекватное экологическое сознание только с позиции охраны природы от вмешательства человека, как считает некоторая часть движения «зеленых», расценивая любое воздействие на сложившееся состояние биогеоценоза как кощунство.

При адекватном экологическом сознании в основе концепции взаимоотношений с природой лежит необходимость воздействия на природу в целях удовлетворения потребностей, создания оптимальных условий существования, допустимого научно-техническим прогрессом, достигнутым в данный момент исторического развития общества. Это определяет не только прямые отношения, но и те, которые складываются между личностью и группой, популяцией, этносом и между государствами и связаны с использованием природных богатств.

В решении этих проблем адекватное экологическое сознание учитывает обязательность изменения природных отношений при тех или иных действиях человека, возможность деградации или даже гибели каких-либо представителей флоры или фауны. Изменение условий ведения сельского хозяйства в процессе решения продовольственной проблемы в любом случае приведет к стесненным условиям жизни диких зверей и их исчезновению из районов культурного природопользования; расширение химического производства увеличивает вероятность выброса в атмосферу летучих отходов предприятий, так как не во всех его видах возможен полностью замкнутый экологический цикл, и т. п. Адекватное экологическое сознание учитывает также и противоречия, возникающие при использовании альтернативных форм решения тех или иных экономических проблем. Так, решение проблем энергетического кризиса за счет строительства атомных электростанций вызовет значительные изменения экологии прилегающих районов, но альтернативное решение с помощью гидро- и теплоэлектростанций также приводит к резкому нарушению экологического баланса. Адекватное экологическое сознание как выход из создавшегося положения предлагает не запрещение прогресса, не ужесточение условий жизни человека и общества, а концепцию минимизации возможного вреда, возникающего при возрастании экономического могущества общества. Виды и формы минимизации могут быть различными, начиная с ограничения потребления невозобновляемых ресурсов, разработки новых технологий стабилизации или роста возобновляемых, а также конкретных решений по уменьшению нарушений в виде создания природоохранных зон и кончая разработкой новых, ранее не существовавших биогеоценозов на месте старых.

Так, решение энергетического кризиса адекватное экологическое сознание рассматривает не только в виде термоядерных электростанций, но и в виде уменьшения
энергоемкости производства, а решение проблемы невозобновляемых ресурсов безотходным производством и использованием вторичного сырья. Образование новых биогеоценозов осуществляется путем создания специальных парков охраны фауны, как это сделано, например, Дж.Дареллом в его парке на острове Джерси, переселением животных и т. п.

Из вышесказанного вытекает одна характерная черта адекватного экологического сознания его активность в поиске конструктивных решений, которые носят принципиально субоптимальный, компромиссный характер, ограничивающий реализацию той или иной возможности, созданной в процессе научно-технического прогресса, в тех пределах, выход за которые может привести к неблагоприятным экологическим последствиям, вред от которых превысит приносимую пользу.

Очень важной особенностью адекватного экологического сознания является то, что в формируемой концептуальной модели природы всегда присутствует эстетический компонент. Этот компонент может быть созерцательно-эмоциональным или философским, но он в этой форме сознания всегда учитывается при формировании решения той или иной конкретной экологической проблемы. Наиболее отчетливо это проявляется в градостроительстве, сохранении памятников архитектуры или природы при прокладке автотрасс и пр. Эта особенность адекватного сознания свойственна
индивидуальному и коллективному сознанию и основана на значительном увеличении роли «Я» в «неЯ», имеющем не столько рациональное и научное, сколько интуитивное происхождение, значение которого усиливается по мере отрыва
человека от природы.

Для адекватного экологического сознания характерна тесная зависимость индивидуального сознания от сознания коллективного. Это во многом обусловлено тем, что в современных условиях рациональное экологическое поведение
обязательно требует не только коллективных действий, но и единства взглядов на экологическую проблему и способы ее решения. Этот взгляд формируется в результате тщательного всестороннего анализа положительных и отрицательных
элементов предполагаемого воздействия в настоящее время и в будущем, возможностей предотвращения или компенсации неблагоприятных последствий, анализа созидательных слагаемых воздействия, т. е. взгляд, отражающий то отношение к природе, которое мы ранее обозначили как «хозяйское», т.е. заботливо-охранительное.

Источником такого взгляда на экологические проблемы является наука, которую доводят до сознания субъекта через различные каналы информации, где главную роль играют разнообразные учебные курсы, научно-популярная литература, пропаганда в средствах массовой информации. Поэтому очень важным элементом формирования адекватного экологического сознания является воспитание, базирующееся на достоверной информации. Критерий достоверности здесь особенно важен, поскольку наиболее серьезные экологические проблемы возникают при антропогенном воздействии на природу, воздействии, которое может преследовать иные, неэкологические цели, являющиеся секретом для общества, и проводиться в интересах какой-то изолированной группы людей, что допускает сознательную дез-информацию.

Одной из особенностей адекватного экологического сознания является наличие в нем выраженного прогностического компонента, что требует выявления причинно-следственных связей разного уровня, начиная от непосредственных и кончая связями высших порядков, т. е. причинно-следственных цепочек различной длины и множеством ответвлений.

Активность в поиске конструктивных экологических решений при этом виде сознания предполагает и активное экологическое поведение, которое в большинстве случаев носит не оборонительный, а агрессивно-наступательный характер с заметной тенденцией к коллективным действиям. Такая активность не исключает импульсивного поведения и даже импульсивных решений, но они всегда учитывают реальную ситуацию, исходные знания и в последующем могут быть скорректированы на основе дополнительных сведений.

Вместе с тем нельзя считать адекватное экологическое сознание исключительно рассудочным. Эмоционально-чувственный компонент сознания вносит свои коррективы в принимаемые решения, в том числе и через известный в когнитивной психологии феномен атрибуции (т. е. приписывания определенных качеств), который может изменять значимость тех или иных событий.

При адекватном экологическом сознании наблюдается полная гармонизация отношений всвязке «Я» и «неЯ» и совпадения направленности «Я» и «Я в неЯ».

Безусловно, описанные в этой главе виды экологического сознания, особенно адекватного, в чистом виде встречаются редко, поэтому было бы правильнее говорить о четырех сторонах, четырех гранях сознания, в каждой из которых отражается та или иная направленность сознания, где наиболее выражена та или другая сторона.

Конечно, эта особенность сознания связана не только с экологическими проблемами, она имеет общефилософский смысл, однако для экологического сознания это не умозрительная проблема, а базис, который определяет конкретное поведение личности и общества и в конечном итоге прогресс и судьбу человечества.