Астма угрожает океану

Известный норвежский естествоиспытатель, этнограф и археолог Тур Хейердал, пересекший Тихий, Атлантический и Индийский океаны, в докладе на одной международной конференции, посвященной защите окружающей среды, сказал: «Когда в 1947 году наш плот «Кон-Тики» за сто один день прошел восемь тысяч километров в Тихом океане, экипаж на своем пути не видел никаких следов человеческой деятельности… Океан был чист и прозрачен. Но все мы пережили настоящий шок, когда в 1969 году, плывя на папирусной лодке «Ра», видели, как загрязнен Атлантический океан. Встречались пластмассовые бутылки и посуда, изделия из нейлона, пустые консервные банки. Около берегов Африки  мы целыми днями могли наблюдать картины, очень похожие на те, которые мы видели в акваториях современных больших портов: поверхность моря была загрязнена черной пленкой мазута. Годом позже, плывя тем же маршрутом на, «Ра-2», мы ежедневно брали пробы воды. Содержание никеля и ванадия во взятых пробах очень колебалось. Это позволило сделать вывод, что такой состав воды образовался не вследствие выбросов с какого-то одного корабля или,в результате аварии, танкера — он был результатом обычной работы танкерного флота».
С расширением хозяйственной деятельности перед человечеством возникли новые проблемы, прежде всего проблема загрязнения морей и океанов. В настоящее время океаны играют роль мировых «складов», в которые «помещают» громадное количество отходов, образующихся в результате человеческой деятельности. До появления промышленного химического синтеза все, что попадало в природные отходы, разлагалось исключительно биологическим путем. Человек же, нарушив природные процессы, одновременно усилил загрязнение морских бассейнов.
Когда 20 лет назад известный французский океанолог Жак Ив Кусто начал изучать морские глубины, он пришел к неожиданному заключению, что в противовес существующим взглядам океан — это совсем небольшой мир и ресурсы его так же ограничены, как и ресурсы суши. Кроме того, океан очень раним, и его сохранность зависит от нас. Но мало кто понимает это. Загрязнение океана росло непосредственно с увеличением перевозок нефти. Известно много случаев аварий танкеров, образования трещин в нефтепроводах, проходящих по дну морей, и т. д. Во время чистки танкеров относительно большое количество нефти выливается в море. По имеющимся данным, из танкеров в море поступает до 1 % всей перевозимой нефти, что в 1976 году составило 17 млн. т, а в 1978 году эта цифра возросла до 20 млн. т.
Нефть — один из самых опасных загрязнителей воды. Только 1 т нефти способна покрыть тонким слоем площадь моря в 1200 га. Тур Хейердал в своем дневнике отметил, что в центральных частях Атлантики запах нефти преследовал путешественников на протяжении 1400 миль. Нефть отрицательно влияет на жизнь морских организмов: нефтяная пленка не пропускает солнечные лучи и замедляет образование кислорода в воде.
По мнению Ж.  И. Кусто, за последние 20 лет число живых организмов в Мировом океане сократилось на 20—30%. Правда, такая пессимистическая оценка вызвала критику ряда известных экологов.
И все-таки нельзя пренебрегать фактами, что из года в год нефть представляет все большую опасность для океана, а значит, и для цивилизации. Приведем несколько примеров.
Супертанкер «Тори каньон» в 1967 году потерпел аварию у берегов Англии. Около 130 млн. л нефти хлынуло через пробоину. Нефтяное пятно, достигнув берегов Корнуолла, покрыло белый песок побережья. Рыба и другие обитатели моря погибли из-за недостатка кислорода, а птицы — из-за того, что их оперенье пропиталось нефтью. Они гибли на побережье, покрытом нефтя ной пленкой.
У атлантического побережья Канады в 1970 году потерп аварию танкер «Эру», из которого в океан вылилось 6 тыс. т неф ти. Громадное пятно нефти губительно подействовало на все жи вое в этом районе. Одна из гамбургских газет в 1975 году та описывала эту катастрофу: «Катастрофа случилась в серед не зимы. Из обычно холодного района Северной Америки пришла волна огня: из воды поднимались громадные языки пламени, черные облака закрывали горизонт. Жители португальског города Порты, спасаясь от ядовитого дыма, закрывали окна двери». Аналогичная ситуация произошла на берегу США в районе Филадельфии. Там, где река Делавэр впадает в Атлантиче ский океан, люди видели горящее море. «Чудо природы» объя нялось просто: вблизи Португалии, как и около филадельфи ского берега, одновременно потерпели ав