Деградация городской цивилизации

Изучение экономико-географического аспекта загрязнения окружающей среды позволяет выделить на нашей планете районы с наиболее высокой концентрацией различных загрязнителей. Здесь исключительно неблагоприятные условия для жизни человека и всего растительного и животного мира. Известный эколог Г. С. Гудожник называет такие районы критичными или проблемными.
Критичные регионы условно можно подразделить на: локальные— отдельные предприятия, малые города (до 100 тыс. жителей), в которых отходы промышленных предприятий разрушают ту или иную компоненту окружающей среды и даже отдельные экосистемы; региональные — промышленные районы, крупные города с множеством разнопрофильных предприятий, которые вызывают «комплексное» разрушение окружающей среды, и так называемые национальные, где совокупное действие региональных критичных регионов нарушает природное состояние окружающей среды, нанося вред всему населению данной страны.
Локальные или региональные комплексы с нарушениями нормального функционирования природной среды представляют собой не просто совокупность многих отдельных нарушений, а уже определенное состояние и качество природной среды, образовавшееся вследствие взаимного длительного влияния множества единичных элементов (загрязнения, шума, несоблюдения санитарных требований, неправильного использования земли, деградации местности, концентрации населения в каком-то районе).
Выделение критичных регионов в каждом конкретном случае, но Гудожнику, имеет важное научное и практическое значение, так как концентрирует усилия не только на борьбе против того или иного изолированного загрязнителя, но и на осуществлении комплексных, долгосрочных мер, направленных на создание благоприятных условий для жизни в данном районе. Одновременно с возрастанием масштабов производства и развертыванием научно-технической революции увеличивается и число локальных критичных регионов, что в свою очередь обусловливает появление уже региональных критичных регионов, которые образуют национальные критичные регионы.
Критичные регионы появляются в эпоху капитализма. Рабочие кварталы капиталистических городов становятся первыми критичными районами.
В книге «Экология: можем ли мы выжить при капитализме?» (1972 год) Генеральный секретарь Коммунистической партии США Гэс Холл писал, что капиталистическое производство непланово. Каждая корпорация руководствуется только получением максимальной прибыли. «Дженерал моторе», например, представляет собой частную империю с 25 млрд. долл., которая не сознает никакой социальной ответственности ни перед людьми, ни перед окружающей средой. Наука и производство и сейчас достигли такого высокого уровня, когда проблемы жизненной среды и другие аналогичные проблемы не могут быть решены индивидуальными корпорациями, не несущими социальной ответственности. Пришло время, когда общество ставит проблемы, которые  может разрешить только социальная система на основе планового ведения хозяйства, во имя процветания всех люден.
Площадь современных городов составляет всего 0,4% площади земного шара, но на ней сосредоточено почти 42% населения нашей планеты. До конца XX века большая часть населения Земли будет жить в городах: в Северной и Южной Америке — каждые 9 человек из 10; в Африке в городах будет сосредоточено до 50% населения.
Развитие автомобильного транспорта в крупных городах ускоряет деградацию природы; автомобиль лишает человека возможности радоваться жизни. По словам профессора Сен-Марка, старинные кварталы, являющиеся сердцем города, не приспособлены для интенсивного сообщения, зато богаты магазинами, научными центрами и т. д. Новые кварталы лучше приспособлены для автомобильного транспорта, но лишены души. Старый город умирает от «излияния крови», новый — от монотонности.
С 1952 по 1970 год скорость движения автобусов в Париже снизилась с 14 до 8 км/ч, а сейчас в некоторых частях города не превосходит скорости пешехода. В других французских городах ситуация еще хуже: на отдельных важных участках скорость движения транспорта в час «пик» составляет в Бордо 9 км/ч, в Марселе — 5, в Лионе и Страсбурге — 4 км/ч.
«Париж умирает, его кровь больше не циркулирует, жизнь в нем поддерживается только за счет крайних средств,— отмечал в 1967 году префект парижской полиции.— Рано или поздно, но мы будем вынуждены запретить стоянку машин в центре города». Французская столица гибнет от транспо