Экологическая деградация Токио

В Токио с пригородами проживает около 15 млн. жителей, но только 1/4 территории города занимают 23 центральных района, в которых живет 80% всех жителей японской столицы. Дым из 75 тыс. заводских труб и выхлопные газы 2,5 млн. автомобилей отравляют воздух, а на 90 тыс. малых фабрик вообще отсутствуют очистные сооружения. Большая территориальная скученность населения, острый недостаток квартир, нерешенность транспортных проблем, катастрофическая загрязненность воздуха и воды, так же как и постоянный шум, превратили город в своеобразного больного.
Несколько лет назад по городу патрулировала специальная машина, на которой были установлены ретрансляторы, оповещавшие жителей о степени загрязненности воздуха. Вот, например, одно из таких сообщений, сделанное 26 мая 1978 года: «Внимание! Внимание! Говорит Токийский центр контроля за загрязненностью воздуха! Оповещаем жителей квартала Кото, что в воздухе повышена доза вредных веществ. Внимание! Следует не! медленно прекратить школьные уроки на открытом воздухе! Как, можно меньше проводите времени на улице! Обязательно закройте окна и двери! Автомобилем пользуйтесь только в самых необходимых случаях!» *
Только за 1978 год в Токио 200 раз объявлялась «тревога» из-за опасного ядовитого смога. Вблизи оживленного перекрестка Усигоме Янагико 24 мая 1974 года от смога пострадало 400 человек. Несколько позже сильное общественное волнение было вызвано результатами исследования состава крови у лиц, живущих рядом с этим перекрестком. У каждых 86 человек из 100 обнаружили в крови в 8 раз больше свинца, чем допускала норма. В том же году летом на Токио обрушилась новая беда — над городом появилось облако, возникшее в результате действия ультрафиолетового излучения на несгоревший углеводород, попавший в воздух. Всего за несколько дней тяжело заболело 10 тыс. человек.
Серьезность ситуации сохраняется и в наши дни. Загрязнение окружающей среды внесло целый ряд перемен в жизнь населения Токио. «Люди не посещают парки,— пишет Джиро Сакамото, один из самых известных японских экологов,— не ездят на экскурсии по окрестностям города. Они считают, что лучше оставаться в своих квартирах, где кондиционеры очищают воздух… Что ожидает семью за городом? Забитые дороги, переполненные автобусы и высокие гостиничные расходы. Такие поездки малоприятны, и лучший способ провести время — это сидеть или лежать дома перед телевизором».
Озеленен Токио незначительно, на одного его жителя приходится всего 1 кв. м зеленых насаждений, что значительно меньше, чем в других столицах мира. Расширение столицы ведет к дальнейшему сокращению зеленых участков, что чревато очень тяжелыми последствиями. В ближайшей перспективе в радиусе 100 км от города зеленых участков вообще не будет. Бульдозеры отвоевывают у природы новые площади, уничтожая окрестные леса и луга.
Вода в японской столице не менее загрязнена, чем воздух. В Токио имеется огромное число больших и маленьких каналов, связанных между собой в объединенную систему. Каналы представляют собой настоящие проточные склады промышленных и коммунальных отходов. Через японскую столицу протекают реки Сумида, Нака, Аракава. До второй мировой войны горожане купались в них, ловили рыбу, но вот уже более 30 лет эти реки безжизненны и представляют сейчас главные артерии общей системы проточных каналов.
В 15-миллионном городе, протянувшемся на десятки километров вдоль неглубокого Токийского залива, нет пляжей. Их нет и в окрестностях города. Загрязненность рек создала огромные трудности в снабжении населения водой для питья и коммунальных нужд. Поэтому цена чистой воды в Токио очень высока. В городской водопровод поступает вода, которая уже была в употреблении и прошла новую очистку. Только в ресторанах, как утверждают кельнеры, пьют «оригинал», т. е. не использовавшуюся ранее воду.
Загрязнение воздуха и воды приводит к тому, что деревья в парках засыхают, в городе исчезают птицы, рыба в Токийском заливе стала непригодной для употребления.
Под давлением многочисленных выступлений общественности токийский муниципалитет выделил 2,6 млрд. иен для строительства 65 установок для очистки воздуха. Но этого оказалось недостаточно ввиду того, что предприятия японской столицы ежегодно выбрасывают в воздух около 1 млн. т загрязняющих веществ. .
В 1958 году в Японии был принят «Фундаментальный план реконструкции столицы и ее пригородов», которым предусматривалось ограничить строительство промышленных объект
ов в пределах города. Между тем за прошедший период в Токио и его окрестностях было построено свыше 47% новых промышленных объектов, пущенных в действие во всей Японии. Экологические проблемы нельзя решить никакими полумерами, штрафами и воззваниями. Пример Токио наглядно показывает необходимость применения мер, направленных на устранение всех причин загрязнения. Конечно, этого нельзя достичь только перемещением предприятий за городскую черту, ведь тем самым опасность будет угрожать зеленым насаждениям пригородной зоны. Япония стала как бы полигоном, на котором в громадных масштабах ведется испытание вредного воздействия деятельности людей на биосферу.
Промышленные предприятия Японии сконцентрированы на узкой полосе тихоокеанского побережья острова Хонсю, где крупные индустриальные районы образуют высокоурбанизован-ную полосу Канто (кроме Токио включает еще города Иокогаму, Кавасаки, Тиба и др., всего около 80 городов) и Кансай — продолжение района Канто на юге острова. К нему относятся крупные города Осака, Киото, Кобе, Нара и др. (всего 50 городов). Эти экономические районы образуют индустриальный пояс, тянущийся от Канто вдоль морского побережья в направлении северной части острова Кюсю. Такая непрерывающаяся цепь городов и населенных пунктов представляет собой своеобразный мегалополис. Промышленный пояс охватывает только 7э территории Японии (соответственно около 40 тыс. кв. км), где проживает свыше 60 млн. человек, т. е. больше половины всех жителей Страны восходящего солнца. Кроме того, здесь сосредоточено более 4/s всех занятых в промышленности и производится около 90% валовой продукции Японии, в том числе 70% продукции машиностроения, 60% —химии, 75% черных и цветных металлов. По плотности размещения производственных мощностей Японии этот район занимает первое место в мире. Необходимо отметить еще один факт, свидетельствующий о нарушениях экологического равновесия в самой развитой стране Азиатского материка: на каждый гектар площади в Японии в 1975 году приходилось в 9 раз больше автомашин, чем в США, и в 3 раза больше, чем в ФРГ.
По данным газеты «Японское время» («The Japan Times»), ежегодно в Японии в виде отходов, поступающих в атмосферу, реки, каналы и море, выбрасывается около 750 млн. т удобрений и мусора, а 35 млн. автомобилей ежегодно «поставляют» в атмосферу до 30 млн. т водорода, около 6 млн. т углеводородов, включая и канцерогенные, окись азота, свинец, бром, кадмий, сажу и др. На 1 куб. м воздуха в Японии приходится до 60 т твердых частиц, образующихся в процессе промышленного производства. Индустриальный пояс Японии представляет собой типичный критичный регион в национальном масштабе. В брошюре одною японского экономиста, посвященной экологической ситуации, сложившейся в Стране восходящего солнца, отмечено, что промышленные районы и города исключительно быстро растут в Японии, создавая часто критическую экологическую ситуацию.
Данные японской «Белой книги об окружающей среде» показывают, что в 1975 году ущерб японской промышленности от загрязнения среды составил 8 трлн. иен и эта цифра имеет тенденцию к дальнейшему росту.
В ноябре 1972 года в Японии прошла крупная демонстрация протеста против загрязнения иностранными монополиями окружающей среды. В демонстрации участвовало свыше 800 тыс. человек. Аналогичные демонстрации проходят практически ежегодно. Исследуя причины загрязнения среды, некоторые японские экономисты считают, что это результат непланового использования территории и ресурсов страны частными иностранными предпринимателями, неудачной планировки городов, недостатка общественных средств.
Под давлением японской общественности в стране в последние годы приняты меры по защите окружающей среды. Эти меры предусматривают широкий контроль за отходами производства, внедрение безотходной технологии, строительство очистных сооружений и одновременно усиление научных исследований в области защиты природной среды. Расходы на мероприятия против загрязнения составили в 1978 году 490,5 млрд. иен, при этом 55,2% израсходовано на очистку воздуха, 27,5%—воды, а 17,3% —на другие меры, предотвращающие деградацию природы. В последнее время японские монополии, как и монополии других капиталистических стран, пытаются решить проблему окружающей среды путем экспорта «грязной» технологии в развивающиеся страны, подвергая таким образом их экологической эксплуатации. «Заинтересованность капиталистических стран,— пишет в журнале «Галаксия» Момчил
о Пелеш,— навязать развивающимся странам «грязную» технологию мотивирована несколькими причинами. Кроме экономико-финансовых интересов и обеспечения рынка развитые страны благодаря этим операциям освобождаются от устаревшей технологии и размещают предприятия на чужой территории часто на кабальных условиях.
В развивающихся странах сейчас проживает около 70% населения земного шара, а их доля в мировом производстве едва достигает 30%. Колониальное наследие, иностранная оккупация, рост дискриминационных мер, неоколониализм во всех его обличьях, гонка вооружения, дискриминация в торговле — серьезные барьеры на пути полного освобождения, политической и экономической независимости развивающихся стран.