Экология, наука экология

Экология, наука экология

Живые организмы связаны между собой не только происхождением, но и различными отношениями в процессе их жизни. Кроме того, они связаны и с окружающей их средой (неживой природой). Изучение закономерностей взаи-моотношений организмов между собой и с окружающей их средой является за-дачей науки, впервые названной в 1866 г. Э. Гек-келем в его основном труде «Всеобщая морфология» экологией (от греч. oikos — жилище, logos — наука).
Однако в качестве самостоятельной науки экология стала лишь в XX в. В наше время экология стала чрезвычайно дифференцированной наукой. Ее клас-сифицируют в основном на общую экологию, физиологическую экологию, эко-логию поведения, экологию популяций и сообществ, экологию экологических систем, а также экологию ландшафтов и статистическую экологию. Задачами общей экологии являются изучение закономерностей существования живых существ во времени и пространстве, численности организмов, круговорота ве-ществ и энергии с участием живых организмов, а также изучение форм взаимо-действия организмов между собой и с факторами среды. Задачей экологии по-ведения является изучение поведенческих реакций организмов (выбор брачных партнеров, других отношений к организмам своего вида, выбор пищи и т. д.) в разных экологических условиях. Задачей экологии популяций является изуче-ние частоты рождаемости и смертности в популяциях, динамики и особенно-стей регуляции их численности, а также процессов конкуренции, хищничества, мутуализма и других форм взаимоотношений между разными организмами.
Задачей экологии сообществ является изучение групп организмов разных видов, обитающих на определенной территории, а также факторов, опреде-ляющих видовое разнообразие и взаимодействие между видами в сообществах. Задачей экологии экосистем является изучение организмов в экологических системах с акцентом на абиотические факторы, действующие в этих системах. Кроме того, эта экология изучает закономерности круговорота веществ и энер-гии в экологических системах. Задачей экологии ландшафтов является изуче-ние экологических закономерностей на различных ланд-шафных территориях (садах, парках). Задачей статистической экологии является изучение законо-мерностей распределения организмов. Нельзя не отметить, что границы между этими разделами экологии довольно размыты.
Экологию классифицируют также в зависимости от изучаемых объектов. Различают экологию растений, животных, микроорганизмов и человека. Эколо-гия является биологической наукой, однако следует обратить внимание на то, что в наше время в связи с научно-техническим прогрессом она стала междис-циплинарной наукой. Экология тесно связана с генетикой, поскольку данные генетики позволяют осуществлять генетический мониторинг в популяциях ор-ганизмов, включая человека. Экология имеет традиционные связи с биохимией. В частности, биохимия помогает выяснению путей метаболизирования расте-ниями различных токсинов. Экология связана также с физиологией, поскольку она учитывает последствия регуляции жизненных функций. Экология также связана с химией, математикой, географией и другими естественными науками. Больше того, экологию можно считать и единой биосоциальной или социально-биологической наукой, ибо в ее предмет изучения вошли взаимодействие и взаимосвязи надорганизменных систем различного иерархического уровня друг с другом и с окружающей средой.
В совокупности интерес всех экологических наук составляет ряд принци-пиальных вопросов. В частности, ими являются вопросы о причинах распро-странения видов, о причинах и механизмах варьирования среды во времени и пространстве, о механизмах влияния организмов на среду и об «ответах» орга-низмов на изменения среды. Далее интересом экологии является познание ме-ханизмов изменения сообществ организмов во времени и пространстве и связей между разными экологическими системами. Наконец, задачей экологии являет-ся изучение круговорота веществ и энергии в разных экологических системах и нахождение путей допустимой интенсификации этих круговоротов.
Экологи и другие специалисты, интересующиеся проблемами экологии, по-разному подходят к изучению экологических проблем. Одни экологи изу-чают экологию диких зверей или рыб, экологию природных заповедников, пар-ков и садов, решая при этом как общие, так и частные вопросы. Другие опира-ются на эволюционный подход, связывая экологические процессы с эволюци-онными и выясняя, каким образом естес
твенный отбор отражается на состоя-нии экологических систем и каким образом экологические факторы оказывают влияние на эволюционный процесс. Медиков интересуют экологические про-блемы, связанные с распространением возбудителей инфекционных и парази-тарных болезней, а также проблемы, связанные с молекулярными экологиче-скими факторами (плазмиды). Наконец, в изучении экологических проблем широко используют математическое и компьютерное моделирование, создавая модели, которые очень полезны для решения глобальных проблем, например, причин и последствий потепления.
Научно-технический прогресс выдвинул на первое место экологию чело-века и по-новому определил ее содержание. Экологию человека сейчас следует рассматривать в качестве науки о реакциях человека на факторы среды обита-ния, с одной стороны, и о путях и результатах воздействий самого человека на среду обитания, с другой. Далее, в содержание современной экологии входят также вопросы, касающиеся индивидуумов как самостоятельных экологиче-ских систем с их микробными и другими биоценозами, внутрипопуля-ционных общественных отношений в связи с окружающей средой и во взаимодействии с окружающей средой. Продолжая эту мысль, можно сказать далее, что экология человека становится, по существу, социальной экологией, предметом изучения которой служат производственные отношения и их взаимодействие с абиотиче-скими и биотическими факторами среды.
Особой задачей всех разделов экологии в связи с научно-техническим прогрессом является необходимость предсказаний последствий деятельности человека в биосфере.