Международная правовая защита окружающей среды

Биосфера не знает национальных границ, она неделима, поэтому необходимы усилия всех государств для защиты живой природы. Международное сотрудничество в этой области развивается в разных направлениях. Забота о регулировании отношений человека и природы больше не является внутренним делом отдельных стран. Особенно это касается воздушного и морского океанов и естественных природных ресурсов.
Международная правовая защита окружающей среды предусматривает охрану всей нашей планеты (континентов, океанов, их ресурсов) и околоземного космического пространства, включая Луну.
Правовой статус отдельного государства действителен па его территории, в прибрежных водах и на континентальном шельфе. Правовая деятельность международных правовых объектов определена в основном нормами международного права, хотя многие важные проблемы в правовом отношении все еще не отрегулированы. Существует достаточно много международных договоров, конвенций, соглашений и протоколов, касающихся защиты окружающей среды.
В настоящее время принято свыше нескольких сот международных договоров, конвенций и протоколов, из которых 73 были заключены в период 1940—1970 годов. Свыше 40 конвенций, договоров и протоколов регулируют отношения государств на море. Они касаются вопросов границ территориальных вод, загрязнения океана нефтью, рыболовства, охраны отдельных животных: китов, белых медведей, тюленей и т. д.
Большое значение для правового регулирования международной защиты окружающей среды имеют определенные решения и рекомендации ООН и многие другие документы, которые приняты Генеральной Ассамблеей ООН, но особое место среди них принадлежит Декларации Стокгольмской конференции ООН по защите окружающей среды и человека от 16 июня 1972 года, а также ее резолюции, постановившей учредить ЮНЕП — Программу ООН по окружающей среде. За последние 5 лет в 80 раз увеличены инвестиции в реализацию решений этой программы.
Руководство ЮНЕП определило семь приоритетных направлений исследований, которые составили основу плана, определенного Программой ООН: 1) Мировой океан; 2) охрана природы, всего живого мира, его генетических ресурсов; 3) защита окружающей среды; 4) населенные пункты; 5) здоровье человека и качество окружающей среды; 6) энергетика; 7) катастрофы.
В настоящее время реализуется около 300 различных проектов, связанных с изучением экологического равновесия в природе. В начале 1975 года многие страны (включая и Югославию) поставили вопрос о создании Международного фонда по развитию населенных пунктов, который финансировался бы за счет средств ЮНЕП. Начальный фонд мог бы составить 4 млрд. долл., и эти средства были бы направлены на техническую помощь развивающимся странам в целях охраны их окружающей среды и благоустройства населенных пунктов.
Правовое регулирование международных вопросов имеет глубокие исторические корни. Так, еще в 1493 году посредством юрисдикции была разделена сфера влияния двух самых крупных морских держав того времени — Испании и Португалии. Это разделение было действенным вплоть до 1588 года, момента, когда британский флот одержал окончательную победу над испанской армадой. Еще в 1609 году голландский юрист Гуго Гроций следующим образом сформулировал доктрину о свободном мореплавании и использовании океана: «Все державы имеют одинаковое право использовать океан при условии, что сами будут считаться с правами других».
Этот простой «закон моря» сохранял силу три с половиной столетия, оставаясь относительно стабильным и уважаемым в международных отношениях. Вплоть до второй мировой войны корабли военные и торговые свободно проходили в международных водах, а самолеты осуществляли международные перевозки.
Между тем в Каракасе в 1973 году разыгралась «самая крупная морская битва» в истории мореплавания так назвали третью Конференцию ООН по морскому праву многочисленные комментаторы всего мира. Основы доктрины Гроция были серьезно поколеблены. Большинство развивающихся стран потребовало расширить зону территориальных вод до 200 морских миль (370 км от побережья). Если бы это требование было удовлетворено, свыше 30% поверхности морей попало бы под суверенитет морских держав. Отдельные страны, так называемые владельцы каналов (Индонезия, Панама, Филиппины, Египет), требовали, чтобы водная территориальная граница составляла 12 международных  миль (22,2 км). Высокоразвитые, индустриальные державы СССР и США считают, что территориальные воды могут составл