Железная дорога, монорельсы, движущиеся уличные тротуары — будущий экологический вид транспорта

В первые десятилетия XXI столетия, по некоторым прогнозам, железные дороги не сохранят своего современного облика, их заменят системы в виде специальных металлических тоннелей, которые будут строиться на поверхности земли и под землей. Через тоннели в специальных стандартных контейнерах будут транспортироваться не только жидкие, но и твердые продукты. Широко будет использоваться транспорт на воздушной подушке, что значительно повысит скорость его движения. Воздушной подушке придается в будущем такое же значение, какое придавалось в течение многих тысячелетий колесу.
Некоторые конструкторы предсказывают, что в ближайшее время будет сконструирован автомобиль на воздушной подушке, обладающий способностью двигаться с большой скоростью по любой местности (и даже по воде), потребляя минимальное количество топлива. Есть мнение, что воздушную подушку можно применять и для тяжелых транспортных кораблей, а некоторые конструкторы допускают возможность ее применения и для ракет.
Существуют проекты городов, где вообще не будет автомобильного транспорта. Такой город предполагается построить в США около Бостона. Он будет иметь облик небоскреба, одна часть которого будет находиться на берегу, другая — в море. Эти части небоскребов будут соединены между собой системой огромных трубопроводов, поднятых на высоту 100 м над уровнем моря. 15 этих прозрачных висячих тоннелях проектируются движущиеся фотуары и конвейеры с удобными креслами для пассажиров. Трасса метро пройдет под морским дном, а его станции расположатся под каждой парой небоскребов. Из транспортных средств, которые существуют сегодня, в таком городе будут использоваться только велосипеды, так как они не загрязняют воздух. Въезд атомобилей в город будет запрещен. Город без автомобилей рассчитан на 250 тыс. жителей. Его «морская» часть будет связана с материком тоннелем.
Большую роль в будущем транспорте будут иметь движущиеся уличные тротуары. Двигаясь параллельно ленте городских эскалаторов, они будут иметь различные скорости: 20, 40 и 100 км/ч. Такие линии будут созданы на большинстве городских улиц в двух направлениях, а переходы с одной линии на другую оудут иметь вид эскалаторов метро.
Группа английских ученых и инженеров разработала проект торгового центра в три галереи. Первый этаж, а точнее, улица отдан наземному транспорту, отсюда путники перейдут в другую галерею (улицу) при помощи транспортера. Движущиеся тротуары поставлены и на третью галерею.
Большие надежды связаны с монорельсами. Прототипами их стали уже созданные дороги во многих странах мира: в Японии, США, Франции, ФРГ, СССР. На монорельсовых дорогах можно развивать скорость до 350 км/ч, а поезда на воздушных подушках смогут достигать скорости 900 км/ч.
В погоне за скоростью движения создаются «рекордисты» транспортные средства, скорость которых неоправданно велик, с точки зрения рентабельности. Многие транспортные компани. все-таки реализуют такие проекты и создают, например, поезда которые не смогут окупиться в течение нескольких десятилетий
В наше время товарные поезда развивают скорость д 100 км/ч, а пассажирские — до 100—160 км/ч. К 1990 году пред полагается увеличить скорость последних до 140—180 км/ч, экспрессов — до 250—300 км/ч. Конечно, такие скорости практи чески очень трудно развить на большинстве дорог Югославии; из-за непригодности путей, неблагоприятной конфигурации местности и малых расстояний между станциями.
Насколько сложно обеспечить скорость движения поезда в 250 км/ч, наглядно показывает пример железнодорожной маги страли «Токайдо», протянувшейся от Токио до Осаки. Чтобы достичь указанной скорости, нужно было построить 3 тыс. мостов. 114 км эстакад, 66 тоннелей, каждый протяженностью в среднем до 1 км, и все это на расстоянии 556 км, что приблизительно соответствует протяженности дороги Белград — Бар. Вложенные средства, по данным японской печати, окупятся лишь через, 20 лет после строительства и при условии, что ежегодно дорог будет перевозить свыше 30 млн. пассажиров.
Железные дороги начали строиться всего 100 лет назад. Это] было время малых скоростей, и железные дороги часто прокла дывались в сложных топографических условиях. Магистрали на многих участках характеризовались крутыми поворотами, подъемами и спусками, на которых скорость падала до 50 км/ч. Но дли организации сверхскоростного движения эти помехи нужно обязательно устранять или строить новые специальные трассы. Кроме того, когда говорят о