Воздействие техногенных экологических катастроф, аварий

Воздействие техногенных экологических катастроф

Техногенная экологическая катастрофа, авария это авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. д.), приведшая к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей среде и, как правило, массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу (Реймерс, 1990). Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время экологические последствия их могут распространяться на весьма значительные расстояния.
Как показывает опыт, техногенные экологические катастрофы возможны даже в странах с высокими технологическими стандартами и возникновение их обусловлено комлексом различных причин: нарушением техники, безопасности, ошибками людей либо их бездействием, различными поломками, влиянием стихийных бедствий и т. д. Наибольшую экологическую опасность представляют катастрофы на радиационных объектах (атомные электростанции, предприятия по переработке ядерного топлива, урановые рудники и др.), химических предприятиях, нефте- и газопроводах, транспортных системах (морской и железнодорожный транспорт и др.), плотинах водохранилищ и т. д.
Самая крупная в истории человечества катастрофа техногенного характера, приведшая к трагическим последствиям, произошла 26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС на Украине. От острой лучевой болезни погибли 29 человек, эвакуировано более 120 тыс. человек, общее число пострадавших превысило 9 млн человек. Следы чернобыльского «события» в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 (сорок) поколений.
25 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС готовились остановить четвертый энергоблок на «планово-предупредительный» ремонт. Во время остановки блока предполагалось провести испытания с полностью отключенной защитой реактора в режиме полного обесточивания оборудования АЭС. Это было большим риском, могущим вызвать непредсказуемые последствия.
Сыграло свою роль и то, что в период испытаний была отключена система аварийного охлаждения реактора (САОР). Это и многочисленные ошибки персонала и руководства АЭС создали в Чернобыле аварийную ситуацию, приведшую к страшным последствиям. К тому же на АЭС были сооружены реакторы типа РБМК (реактор большой мощности канальный) безнадежной системы защиты рабочей зоны в случае аварии.
Общая площадь радиоактивного загрязнения по изолинии 10,2 мР/ч составила уже в первые дни аварии около 200 тыс. км2, охватив многие районы Украины, Белоруссии, а также ¦ Брянскую, Калужскую, Тульскую и другие области Российской f Федерации.
Заметные выпадения радионуклидов с периодом полурас-I пада от 11 (криптон-85) до 24 100 часов (плутоний-239) достиг-? ли Болгарии, Польши, Румынии, ФРГ и других стран. Макси-‘ мальная величина загрязнения по цезию-137 в этих странах достигала 1 Ки/км2.
По мнению американских ученых Э. Теллера, Л. Вуда и др. (1996), несмотря на длительный срок после аварии, чернобыльский синдром по-прежнему блокирует позитивное восприятие атомной энергетики широкой общественностью высокоразвитых стран. Поэтому ими предложен «очевидно» безопас-j ный для всех проект подземной атомной станции мощностью 1 ГВт, работающей в автоматическом режиме без участия че-I ловека на глубине более 100 м. Конструкция ядерного реактора I такова, что позволяет использовать низкообогащенное ядерное ^топливо, которое никогда не должно извлекаться.
Тем не менее обеспечение безопасности ядерных источников энергии продолжает оставаться актуальнейшей проблемой 1 и может быть решена только совместными усилиями всего мирового сообщества. В России к 2005 г. планируется вывести из эксплуатации все ядерные реакторы АЭС первого поколения и ^частично — второго. Вместо них будут построены новейшие ^модификации реакторов на легкой воде и на быстрых нейтро-¦нах (типа БН).
До Чернобыльской аварии в 1986 г. самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария в 1979 г. на американской АЭС Дримайл-Айленд близ г. Гаррисберга (штат Пенсильвания).
Сохранившаяся защитная оболочка реактора предотвратила весьма тяжелые экологические последствия от этой аварии. ?Гем не менее населению и окружающей среде был нанесен серьезный экологический вред. Из 30-километровой зоны бедствия было эвакуировано все население.
Крупная авария произошла 29 сентября 1957 г. в Челябинской области близ г. Кыштыма на оборонном предприятии, которое было построено сразу после войны для создания атомного оружия. По со
общению В. Е. Соколова (1993), взрыв произошел в бетонных емкостях для жидких отходов, что привело к выбросу радиоактивных продуктов деления в атмосферу и последующему их рассеянию и осаждению на площади более 15 тыс. км2. Выброс составил 2 млн 100 тыс. Ки (при аварии на Чернобыльской АЭС было выброшено 50 млн Ки).
К изучению и решению проблем, связанных с аварийным выбросом, были привлечены крупные научные силы (академики В. М. Клечковский, Н. П. Дубинин и др.). При изучении последствий аварии в Челябинской области были заложены основы практической радиоэкологии. Детально исследовались закономерности поведения стронция-90 в сельскохозяйственных, лесных и водных экосистемах, а также в пищевых цепях человека и на их основе разрабатывались практические рекомендации.
Очень опасны и тяжелы по своим экологическим последствиям крупные аварии и катастрофы пахимических объектах. В этих случаях происходит заражение отравляющими веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв и т. д. При высоких концентрациях отравляющих веществ наблюдается массовое поражение людей и животных.
В качестве примера рассмотрим последствия одной из наиболее трагичных экологических катастроф, происшедшей на химически опасном объекте в Бхопале (Индия). Здесь 3 декабря 1984 г. на фабрике по производству пестицидов, принадлежащей американской компании «Юнион Карбайд», произошла утечка из стальных цистерн весьма ядовитой смеси фосгена и метилизоцианата в количестве более 30 т. В результате аварии погибли 3 тыс. человек, около 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек отмечались серьезные поражения головного мозга, параличи и т. д. У потомства, появившегося на свет после катастрофы, наблюдались множественные случаи уродства. Катастрофа произошла из-за грубого нарушения техники безопасности, ее усугубила необученность персонала действиям в аварийных ситуациях.
Широкую известность получила экологическая катастрофа на химическом производстве в г. Севезо (Италия). 10 июля 1976 г. из-за допущеной персоналом ошибки произошла утечка около 2,5 кг сверхтоксичного вещества диоксина (тетрахлор-дибензодиоксина), обладающего, как известно, канцерогенным, тератогенным (патологическое действие на новорожденных) и мутагенным действием. После описанной катастрофы диоксин нередко стали называть также и Севезо-Д. В результате аварии у нескольких сотен людей развилось тяжелое кожное заболевание — хлоракне, десятки тысяч отравившихся животных были забиты. По оценкам специалистов-экологов, действие диоксина будет проявляться еще в течение двух-трех десятилетий, ^поскольку это вещество способно длительно сохранять свою ^токсичность.
Примером экологических катастроф, связанных с морскими транспортными системами, является разлив более 16 тыс. т Шзута с танкера «Глобе Асими», происшедший в порту Клайпеда 21 ноября 1971 г.
Разлив мазута отрицательно отразился на экосистеме за-[ива Балтийского моря. Резко уменьшилась численность фитопланктона и его видовое разнообразие, было нарушено есте-твенное воспроизводство, загрязнены миграционные пути и
В мире известны и другие крупнейшие катастрофы мор-:их судов, вызвавшие нефтяное загрязнение Мирового океана. Так, в результате катастрофы танкера «Эксон Валдис» (1989) воду вылилось 50 тыс. т нефти; в августе 1983 г. недалеко от атлантического побережья загорелся и затонул танкер «Касти-де Бельвер», в океане оказалось 250 тыс. т нефти; неподале-от французского порта Бордо в марте 1978 г. затонул супер-$нкер «Амоко Надис», пролилось 230 тыс. т сырой нефти, об-;зовав на поверхности воды самое большое нефтяное пятно в стории судоходства, погибли сотни тысяч морских птиц и дру-
IX ЖИВОТНЫХ. В нашей стране, несмотря на существенное снижение объемов и темпов производства в последние годы, наметилась устойчивая тенденция роста числа техногенных аварий и катастроф. Так, только в 2001 г. на территории России произошло 617 аварий и катастроф с экологическими последствиями, в которых пострадало 3309 человек (Государственный доклад…, 2002). В основном это аварии на воздушном и железнодорожном транспорте (при столкновении составов с опасными грузами), а также аварии и катастрофы, связанные с выбросами ядовитых газов — аммиака и пропана, со взрывами метана на угольных шахтах, взрывами нефте- и газопроводов.
В ночь с 8 на 9 октября 1993 г. на 184-м километре нефтепровода Лисичанск—Тихорецк произошел разрыв 72-сантиметровой трубы, из которой в р. Б. Крепкая вылилось 408 т сырой нефти. В ходе возникшего пожара (рис. 18.1) большая часть неф