выпас скотины — опустынивание

выпас скотины

Вопрос взаимосвязи различных видов скотоводства и восстановления природных ресурсов непрост. Регулярный выпас на лугах не только не мешает, но, напротив, способствует повышению продуктивности пастбищ, стимулируя рост трав. При отсутствии выпаса резко меняется видовой состав растительности, и продуктивность таких «пустых» пастбищ, например в центральноазиатских странах, за че-тыре-пять лет снижается почти на 20 %. Однако и слишком большая нагрузка, так называемый перевыпас, опасна. Травы в этом случае не успевают восстановиться, и резко увеличивается доля несъедобных видов растений. Ещё более губительно вытаптывание пастбищ, приводящее к опустыниванию.

Негативно влияет на природу и избыточное поголовье скота, нередко значительно превышающее количество, необходимое для поддержания
жизни (в овцеводческих обществах, например, достаточно шести — восьми овец на человека). Причины этого различны. В одних регионах избыточность стада создаёт своеобразный запас на случай стихийных бедствий или зимней бескормицы. А для скотоводов Африки южнее Сахары владеть большим стадом престижно. Это показатель социальной значимости скотовода. Животным придаётся нередко и сакральный смысл. Так, у нуэр Судана новорождённому дарят бычка, который, по их представлениям, имеет общую душу с мальчиком. Болезнь, травма, а тем более смерть животного немедленно влекли бы те же последствия для хозяина, поэтому забой бычка практически исключён.
Скотоводы и земледельцы, живя чересполосно или в тесном соседстве, занимают каждый свою экологическую нишу: то, что для земледельца неудобья, для скотовода — жизненное пространство. Таким образом природные возможности среды используются максимально, а вред минимален. Если у земледельца нет скота, то практикуется взаимопомощь — выпас скота на залежных полях перед посевом. Так происходит унавоживание, а значит, повышается плодородие почвы и урожайность.
Существуют и строгие правила выпаса, щадящие пастбища. Нельзя выгонять скот до появления высокого травостоя. У каждого народа строго определено число голов скота на единицу площади, чтобы не допустить перевыпаса. В некоторых природных зонах практикуется и подсев кормовых трав.
Веками отрабатывались точные маршруты перекочёвок в зависимости от сухих и влажных сезонов в жарком поясе или от смены времён года в умеренных зонах и в горах. При этом в Африке учитывали миграции мухи цеце, в Сибири — гнуса и мошки. В засушливых районах громадное значение придавали воде — оберегали родники, выкапывали и регулярно чистили колодцы. Очень бережно относились к скудной растительности — немногочисленным кустарникам и деревьям. Тем не менее скотоводство, особенно кочевое, во многих странах относят к отсталым видам хозяйства, нарушающим природный баланс и приводящим к опустыниванию. Поэтому нередко государственные власти насильственно принуждают кочевников к оседлости и к земледелию со стойловым скотоводством.
Изучение этнических особенностей взаимодействия общества и природы имеет не только познавательное, научное значение, но и практический смысл. Даже современному индустриальному обществу есть чему поучиться у тех народов, которые подчас высокомерно называют «отсталыми». Французский этнограф П. Жакоб писал: «Если человечество хочет пережить очень сложный эко-
логический кризис, сохранить окружающую среду, оно должно опираться на опыт, практику и верования местных народов».