Экологическое право и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Экологическое право и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Экологическое право и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
 
Природу нельзя охранять в отдельно взятой стране, она не имеет государственных границ. Поэтому меры по защите природы (от нас самих) могут быть эффективными только при обязательном условии выполнения определенных требований со стороны всех государств. Поэтому огромную роль в этом деле играют международные общественные и политические организации. В частности одной из самых влиятельных организаций является ООН (Организация Объединенных Наций), а также ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), все большую роль начинает играть всемирное движение “зеленых”. Огромное значение имеют регулярные международные конференции по охране окружающей среды, проходящие на уровне глав государств и правительств. В результате на свет появляются разного рода международные конвенции, соглашения, пакты, законы, постановления, которые, в принципе, являются обязательными для всех государств планеты. К злостным государствам-нарушителям могут быть применены всякого рода санкции, особенно экономические, вплоть до военных.
Основной мотив международного экологического права может быть выражен фразой, записанной в Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972г.): “Человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений”. В Декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992г., записано: “Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него; право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений”.
Нормы международного права с тем или иным успехом дублируются в природоохранных законодательствах конкретных государств. Так например, в Конституции Российской Федерации сказано “о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”. Имеются у наших граждан и другие конституционные права, связанные с экологическими вопросами.
Головным актом в области экологии является Закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды”. Он регламентирует объекты охраны, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, права и обязанности граждан в области охраны природы, экономический механизм охраны природы и многое другое. Согласно этому закону приоритет отдается охране жизни и здоровью человека. От государственных органов, предприятий и учреждений требуется руководствоваться научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, гласностью в вопросах экологии и т.п. Имеются и другие правовые документы экологического законодательства.
За нарушение экологического законодательства в зависимости от тяжести преступления предусмотрена ответственность:
1) дисциплинарная и гражданско-правовая (возмещение экологического ущерба, штраф), например, в случае неумышленного уничтожения или порчи объектов природы, загрязнения среды и т.п.;
2) административная (административное взыскание, приостановление работ, прекращение права природопользования и т.п.), например, в случае нарушения установленного порядка лесозаготовок, нарушения правил восстановления лесов, выбросов загрязняющих веществ с превышением нормативов, нарушения правил эксплуатации очистного оборудования и т.п.;
3) уголовная (лишение свободы за особо тяжкие преступления против природы и окружающей среды), например, за поджоги лесов, нарушение ветеринарных правил, незаконную охоту, особо опасные загрязнения среды и т.п.
Особо повышенные требования предъявляются к промышленным предприятиям, которые должны обеспечить в своей деятельности ряд санитарно-гигиенических норм, например, нормы качества воды, воздуха, нормы выбросов вредн
ых веществ и т.п. Эти нормы могут регламентироваться как законами, так и разного рода нормативными документами, например, общими нормативными документами (ОНД), строительными нормами и правилами (СНиП) и др., в которых инженерно-технические решения увязаны с экологическими нормативами. Несоблюдение этих норм влечет за собой привлечение к ответственности.
Правовая сторона экологии так или иначе закрепляет чаяния основной массы людей в законодательной базе. Но ввиду определенной инертности нашего мировоззрения до идеи превалирования интересов природы над интересами человека нам еще далеко. Так на разного рода встречах, которые сопровождали работу конференции в Рио-де-Жанейро, был распространен так называемый Гейдельбергский Призыв, подписанный 300 видными учеными, включая 52 нобелевских лауреата, адресованный главам государств и правительств, в котором ученые заявляют “о всемерной готовности приложить усилия для сохранения нашего общего достояния — планеты Земля”. Однако человек остается верен самому себе, поэтому в числе прочего в данном призыве говорится: “Мы утверждаем, что Государство Природы, идеализируемое некоторыми движениями, не существует и, видимо, никогда не существовало с момента появления человека в биосфере, поскольку прогресс человечества всегда был связан с использованием Природы для своих нужд, а не наоборот”. Это значит, что Природа не может рассчитывать на нашу милость. Даже, стоя на краю пропасти, мы не раскаемся, а будем упрямо предъявлять свой счет Природе. О каком же будущем мы мечтаем?