переход к гибкой экологической политике

переход к гибкой экологической политике

Естественной реакцией на неудачи с реализацией концепции Ё-ып поиск путей перехода к гибкой политике, сочетающей в себе административные экономические методы государственного регули¬рования с постоянно возрастающими государственными расходами, различными каналами государственной помощи, компенсируняцей и амортизирующей бремя экологических инвестиций.
Упор в достижении экологических целей был сделан на сле¬дующие административные средства воздействия:
— ужесточение стандартов и нормативов на качество про¬дукции и окружающей среды;
— использование экологической экспертизы производствен¬ных проектов для контроля за их размещением;
— соглашения, заключаемые местными органами власти о контроле за загрязнением;
— системы арбитража экологических конфликтов;
— природоохранительные программы всех уровней (нацио¬нальный, региональный, префектурный, муниципальный).
Широкое распространение получило судебное преследование нарушителей, опирающееся на закон об охране воздуха 1958 г. и закон об охране вод 1970 г., предусматривавшими не только ад¬министративную, но и уголовную ответственность за загрязнение среды.
Аналогичным образом была предусмотрена уголовная ответс¬твенность и в других странах. Так, в США имели место случаи, когда общий срок заключения составлял у отдельных подсудимых по судебным делам, относящимся к экологии, более 90 лет, а уровень штрафа — до 100 тыс. долл. Однако в Японии экологичес¬кие нормативы были наиболее строгими.
Одновременно и в Японии, и во многих других странах рас¬ширилась сеть служб контроля за выполнением нормативов, осо¬бенно по таким веществам, как окись углерода, взвеси, окислы серы, окислы азота, углеводы и оксиданты, соединения хлора и биологически активных веществ. За 70-е годы в Японии деятель¬ность таких служб распространилась практически на всю террито¬рию страны; особое внимание уделялось состоянию экологии горо¬дов. водоемов, а также морского побережья.
Государство приступило к развертыванию различных экологи¬ческих исследований и НИОКР в области природопользования. Го~ сударственное финансирование охватило такие проблемы, как обоснование и совершенствование нормативной базы параметров окружающей среды, восстановление возобновляемых природных ре¬сурсов, уничтожение наиболее опасных промышленных отходов (в первую очередь, радиоактивных), разработка наиболее эффектив¬ных методов экологического наблюдения.
Помимо появления возможностей кардинального повышения оперативного характера экспертизы, её обоснованности произошло ещё и снижение удельных затрат на её проведение, хотя масштабы её использования расширились. Благодаря поддержке государства экспертиза распространилась практически на все объекты, оказы-вающие сколько-нибудь значительное воздействие на среду.
Затраты на проведение экологической экспертизы только строительными компаниями выросли к концу 80-х годов до 17,4 млрд. йен. Наибольший рост наблюдался Б 1985 г. и составил 67,8%. Внутренний рынок Японии по экологической экспертизе в 1990 г. составлял 40 — 50 млрд. йен.
Государство постепенно утверждало принцип компенсацион» ности за причиняемый ущерб экологии, сочетающийся со стимули¬рованием перехода предприятий на экологически чистые техноло¬гии. Понимая, что достижение экологически чистого производства требует кредитных средств и времени, государство шло на такие меры как например, поэтапное повышение экологических нормати¬вов для предприятий, а также «свободный» выбор предприятиями метолов контроля загрязнения.
Вместо дорогостоящего тотального контроля своих отходов предприятиям разрешалось концентрировать деятельность на наи¬более характерных для его производства загрязняющих веществах. Предполагалось, что сэкономленные при таком контроле средства будут направляться на внедрение новых технологий. Наибольшее распространение метод «свободного» выбора контроля получил в США.
В качестве полуадминистративных, полуэкономических мер воздействия государства на предприятия-загрязнители в практику охраны окружающей среды в Японии была введена такая мера, как система экологических платежей. Платежи взыскивались в качест¬ве дополнительных налогов с. потребителей ресурсов или предпри¬ятий-загрязнителей на покрытие расходов по административным природоохранительным программам.
После принятия японским правительством в 1973 г. решения о выплате компенсаций на