Формирование механизмов природопользования в рыночной экономике

Формирование механизмов природопользования в рыночной экономике

Экономические соображения остаются главным препятствием для
любого рода разумного планирования с целью долговременного использования ОС.
Известный американский эколог Ю. Одум считает, что эта проблема возникает из-за
резкого несовпадения рыночных и нерыночных ценностей. Независимо от
политической системы в разных странах промышленные товары и услуги, такие, как
автомобили или электроэнергия, оцениваются очень высоко, тогда как не менее
важные для жизни блага и услуги природного происхождения вроде очистки воды и
воздуха и их возобновления остаются обычно вне экономической системы и обладают
очень низкой денежной стоимостью или не обладают ею вовсе (следовательно,
соответствуют «нерыночным» ценностям). «Экономисты не приучены думать о роли
биологических систем в экономике, еще меньше они думают о состоянии этих
систем. Стол экономиста может быть завален ссылками на последние данные о
состоянии здоровья экономики, но экономист на самом деле редко бывает озабочен
состоянием здоровья главных биологических систем Земли. Отсутствие
экологической осведомленности вносит свой вклад в недостатки экономического
анализа и формирование политики».

Большинство экономистов придерживаются мнения, что рынок
начинает давать сбои, когда он сталкивается с распределением многих природных
ресурсов. Несостоятельность рынка определяется как неспособность ценовой
системы поддерживать желательную активность и приостанавливать нежелательную.

Проведенный через конгресс США Национальный акт об охране ОС
стал первой попыткой подвести в национальном масштабе правовую основу под
распространение системы ценностей на природную среду. Акт требует, чтобы при
каждом планируемом антропогенном нарушении составлялся официальный отчет об
ущербе. Это должно привести к улучшению процедуры установления общей оценки,
включающей оценки затрат и прибылей для природных и общественных событий.

Очень важно классифицировать ценности на рыночные и
нерыночные. К рыночным ценностям
относятся в основном производимые товары и услуги. На рынке свободного
предпринимательства они распределяются по законам спроса и предложения
посредством неограниченной конкуренции. В теории рыночная стоимость отражает
общественную оценку товара и услуг, что приводит к эффективному распределению
ресурсов. На практике это не всегда так, поэтому допускается необходимость
некоторого регулирования со стороны государства.

Нерыночные ценности –
это главным образом товары и услуги природы, их иногда называют «свободными»
или «общими», или «общественными» товарами и услугами. Обычно эти «бесплатные»
ценности существуют вне рыночной экономики. Нерыночные ценности поделены на две
категории: характеризуемые и нехарактеризуемые.

По мнению большинства экономистов, характеризуемым нерыночным ценностям можно приписать денежную
стоимость на языке рыночной экономики. Например, стоимость изъятия природной
среды можно было бы определить исходя из того, что стоило бы обеспечение
искусственной замены бесплатных благ и услуг (например, переработки отходов),
предлагаемых природной экосистемой. Так можно было бы определить ценность реки
для ассимиляции отходов.

Нехарактеризуемые
ценности не могут быть включены в обычный в экономике расчет стоимости. Они
представляют ценность для жизнеобеспечения природных систем. Леса, степи, реки,
озера и океаны осуществляют, смягчают и стабилизируют атмосферные и
гидрологические циклы и круговороты минеральных элементов. К этой же категории
относится присущая биологическим видам ценность, ценность туземной культуры,
красоты природы и множество эстетических ценностей, которые со временем
получают признание людей. Нехарактеризуемые категории являются личными и
общественными ценностями, а не частными рыночными, с которыми они очень часто
приходят в конфликт.

Одним из первых экономистов, бросивших вызов свободному
рынку как средству эффективного распределения ресурсов, был английский
экономист А.С. Пигу . О