Понятийный аппарат экологического сознания

Понятийный аппарат экологического сознания

Человек (индивид, популяция, этнос, человечество)
постоянно находится в очень сложных взаимоотношениях с окружающей средой,
которые предполагают с его стороны осуществление определенных действий, в
результате чего устанавливается (или должен установиться) новый баланс между
человеком и средой и между элементами этой среды. Этот баланс определяет во
многом условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также
сохранение и воспроизведение объектов среды и их параметров.

Эти взаимоотношения имеют многоуровневый характер.
Взаимоотношения субъекта с природой не ограничиваются непосредственными
контактами: выступая как личность, он включает в сферу своего сознания и
отношения, не связанные с ним непосредственно и касающиеся других людей,
составляющих вместе с ним какую-то общность. Эта общность может формироваться
на уровне рода, племени, популяции, этноса, нации, государства и человечества в
целом.

Общность может образовываться и по иным критериям,
например по месту жительства (дом, улица, город и т. п.), профессиональным
обязанностям (профессия и место в ней) и т. п. Сознание человека отражает всю
эту сложную иерархию общности и, что особенно важно, отражает существующие
противоречия между различными уровнями общности, создающие иногда конфликтную
ситуацию.

Рассматривая природные факторы, определяющие
взаимоотношения человека и среды, можно также выделить несколько типов
взаимоотношений: человек и Земля (почва, атмосфера, вода, климат, ландшафт,
минеральные ресурсы), человек и биосфера (флора и фауна), человек и техносфера
(вся совокупность используемых человеком технических средств и предприятия, их
производящие и обеспечивающие удовлетворение потребностей человека), человек человек (общество и общественные группы,
социальные условия, создаваемые при разных формах общественных отношений).
Включение в понятийный аппарат экологических отношений связей «человек ‘человек» обычно упускается исследователями,
хотя в ряде случаев, особенно на современном этапе развития, именно они во
многом определяют стратегию и тактику отношения человека к природе, глубину его
вмешательства в экологическую ситуацию. Изучая историю, можно заметить, что
развитие экологического сознания в значительной мере зависело от характера и
особенностей развития общественных отношений, поскольку именно они определяли
формы и объем вмешательства человека в установившиеся природные отношения. Это
положение и является главным в концепции ноосферы, в которой человеку
принадлежит решающая роль.

Конечно, нельзя понимать экологическое сообщество
как нечто постоянное и незыблемое, так как экологические связи и без
вмешательства человека постоянно находятся в развитии, определяемом законами
эволюции, но вмешательство человека в экосистему обычно приводит к катастрофе.
Нельзя однозначно ответить, хорошо это или плохо, прежде всего потому, что в
природе не существует понятий «хорошо» или «плохо» (к этому мы еще вернемся в
главе 4).

Весь комплекс взаимодействующих с человеком
природных факторов обычно называется средой обитания, а возникающие отношения
человека с этими факторами
обитаемостью. Отражение этой ситуации в сознании человека и формирует то, что
обозначено нами как экологическое сознание. Столь подробное перечисление
различных факторов, участвующих в формировании экологической ситуации, было
сделано для того, чтобы показать правомерность данного в главе 1 наиболее широкого определения экологического
сознания.

Из приведенного определения следует, что в
экологическом сознании существуют два основных аспекта или две составляющие
единого целого. Первый осознание вещного,
предметного, материального мира, осознание отношений между объектами мира и
второй представление о месте и роли
человека в этих связях. Именно второй аспект, определяющий антропоморфизм
экологического сознания, отличает его от мировоззрения, хотя и мировоззрение
также может быть антропоморфным.

Представление экологического сознания как понятийной
системы может встретить некоторые возражения, так как, по мнению некоторых
исследователей, в основе формирования отношения человека к природе лежат бессознательные
процессы. Не отрицая возможности их участия, необходимо подчеркнуть, что
экологическое сознание формируется на основе знания, полученного в результате
активного и пассивного опыта общения с объектами внешнего мира, анализа как
ситуаций, так и результатов прогнозирования. В то же время многие стороны
экологического сознания не вербализуются и появляются в виде того или иного
чувства или даже действия, которое выглядит как бессознательное.

Понятия в экологическом сознании формируют единую
систему, обладающую четкой структурой и имеющую определенную цель, которая в
предельном виде формулируется как нахождение своего места в структуре природы.
Взаимодействие понятий позволяет провести научный анализ того или иного явления
или события во внешней среде или действия по отношению к объектам среды,
осуществить их классификацию, т. е. найти место и в имеющейся структуре знаний.
Именно суждения и умозаключения раскрывают связи, определяют их значимость,
последствия вмешательства в эти связи и их оценку.

Определение экологического сознания связано с одним
важным обстоятельством выявлением
возможности распространения на природу ряда концепций, вытекающих из характера
и структуры общественных отношений. Направленное изменение связей, существующих
в природе, все больше и больше становится подвластно человеку, который может
использовать всю мощь современной техники, в том числе и для навязывания
природе чуждых ей отношений, например таких, как главенство, приоритет,
ценность и т. п.

Наличие таких возможностей нарушения экологического
равновесия требует формирования в экологическом сознании решения о праве
человека на такие воздействия. Включение в экологическое сознание категории
права, а как показывает исторический опыт, эти категории присутствовали уже на
ранних этапах сознания, является источником многих, иногда благоприятных, а
иногда и катастрофических для природы и человека решений. В главе 5 мы постараемся более подробно рассмотреть
проблему правовых отношений в экологическом сознании.

Данное нами определение экологического сознания
позволяет сделать один очень важный для дальнейшего вывод: обязательными
элементами экологического сознания является представление о себе самом как об
одной из взаимодействующих сторон и преломление в сознании всех обнаруженных в
природе отношений и связей через призму значимости их для субъекта.

Строго говоря, этот антропоцентризм экологического
сознания, с одной стороны, обусловил активный поиск человека в мире природы, а
с другой привел к ряду ошибок.

Подводя итог всему сказанному об антропоцентризме
экологического сознания, мы вправе дать следующее, не альтернативное ранее
высказанному, но делающее несколько иной акцент определение экологического
сознания как знание о взаимных связях
человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого
баланса между ними; понимание и оценку человеком своих возможностей по
использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ
допустимого антропоген-ного воздействия.

В категорию «знания» включается и знание самого себя
как элемента системы, поэтому важным компонентом экологического сознания
являются и такие элементы, как самооценка состояния, т. е. то, что в
индивидуальном сознании отражается как самочувствие, самооценка возможностей и
действий. Такая оценка не является только
следствием воздействия на организм
тех или иных природных факторов, она отражает и результаты воздействия
организма на среду, а также интуитивные или основанные на научном анализе
выводы о возможных последствиях той или иной предполагаемой динамики
экологических отношений, т. е. учитывает и прогноз событий. Самооценка
физиологического состояния (по-видимому, для общественного сознания его
аналогом является общественный потенциал) связана с прогнозным компонентом так
же отчетливо, как и самооценка психологического состояния, что хорошо
проявляется при изучении эмоциональных характеристик человека и общества. Далее
будет показано, что такие состояния в определенном диапазоне изменений
функционального состояния человека отражают не реальную ситуацию, а
представление, концептуальную модель этой ситуации.

Вовлечение в экологическое сознание понятия человека
как предметного звена экологической системы позволяет несколько иначе взглянуть
на уже затронутый вопрос о месте права, нравственности, морали, этики в
экологическом сознании. Их присутствие как элемента экологического сознания
окажется оправданным в том случае, если объектом приложения этих категорий
будет человек. Несмотря на кажущуюся тривиальность этого положения, оно
является очень важным.

Подход к анализу экологического сознания через
категорию «знание» оказывается достаточно плодотворным, поскольку позволяет
обнаружить и описать целый ряд составляющих этого сознания и объяснить многие
действия человека, направленные на среду.

Следует еще раз напомнить читателю, что, используя
понятие «человек», мы имели в виду и одного человека, и группу различной
иерархии, вплоть до человечества, в иных случаях говорится о субъекте,
индивидууме или личности. Это делается для того, чтобы показать те общие
понятия, общие компоненты, которые обязательно присутствуют в экологическом
сознании независимо от того, кто является носителем сознания человек, группа, этнос или человечество в
целом. Могут быть различия в смысловом содержании этих понятий, различия в
удельном весе, значимости этого понятия в общей структуре сознания, но они
всегда будут присутствовать в экологическом сознании.

Анализируя общую структуру экологического сознания,
мы уже упоминали о том, что в нем всегда в той или иной степени присутствует
прогнозный компонент. В принципе это можно и не доказывать, поскольку
формирование в сознании человека любого понятия, любого умозаключения несет в
себе прогнозную составляющую. Сформировав на основе опыта понятие «лес», мы тем
самым предполагаем его применение к любой большой группе живых деревьев.

Конечно, по мере развития экологического сознания
роль прогноза в нем была различна. На ранних этапах становления экологического
сознания прогноз включал лишь знание непосредственных результатов того или
иного акта воздействия на природу или явления природы на человека, позже
появился прогноз, основанный на опыте катастроф, особенно тех, которые
протекали на глазах одного поколения. Однако прогноз отдаленных последствий до
сих пор слабо присутствует в обыденном экологическом сознании, особенно там,
где изменения экологического баланса растянуты на долгие годы. Более того,
использование научного аппарата прогноза встречает определенные затруднения,
поскольку слишком велика вероятность ошибки, как это видно на примере некоторых
прогнозов Римского клуба, посвященных анализу глобальных последствий
антропогенного вмешательства в экологическое равновесие.

Подчеркивая связь экологической ситуации с
характером антропогенного воздействия и его последствиями, а также роль
прогнозных элементов, можно дать еще одно определение экологического сознания
как знание и понимание человеком своих
возможностей воздействия на природу, определение целей такого
воздействия, оценку вариантов
предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого
поведения и познания самого себя как элемента экологической системы.
< /span>

Следует указать, что формируемые в экологическом
сознании знания или предположения о результатах своих действий, о ближайших и
отдаленных последствиях вмешательства в экологическую структуру, об изменениях
природного происхождения (например, похолодание климата) приводят вначале к
интуитивным действиям и операциям экологической
экспертизы,
которая в ряде случаев является толчком для проведения целевой
научной экологической экспертизы. Обычно интуитивная экологическая экспертиза
осознается как чувство удовлетворенности или неудовлетворенности экологической
ситуацией, тревоги или настороженности и т. п.

Отраженные в сознании научные данные, накладываясь
на результат интуитивной экологической экспертизы, формируют научную
экспертизу, в результате которой возникает экологическое
ожидание,
т. е. общий прогноз ожидаемых последствий того или иного
изменения экологической обстановки или воздействий на нее. Для научного
экологического ожидания, в отличие от интуитивного, характерно определение
причин и механизмов появления прогнозируемых результатов. Экологическое
ожидание как элемент экологического сознания играет очень важную роль,
поскольку именно оно определяет решения, их характеристику и направленность
предпринимаемых человеком действий, которые могут быть нацелены на сохранение
или возврат экологической системы в исходное состояние, на формирование новой
экологической структуры, в том числе и с заранее заданными свойствами.
Экологическое ожидание, вероятно, несет некоторую функцию акцептора действия и
может по текущим результатам корректировать предпринимаемые действия,
концептуальную модель прогнозируемой ситуации и само себя, перестраиваясь по
ходу событий.

Независимое индивидуальное экологическое сознание в
его наиболее чистом виде если и существует, то, очевидно, только на самых
ранних этапах развития человечества; современное индивидуальное экологическое
сознание, конечно, всегда учитывает все особенности общественных отношений,
социальных установлении. Это позволяет рассматривать экологическое сознание неким отражением в сознании процессов
взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с
одной стороны, и обществом и окружающим миром
с другой, в тех аспектах
биологической
и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами.
Такое, может
быть несколько неуклюжее, определение позволяет подчеркнуть отличие
экологического сознания от мировоззрения.

Экологическое сознание не является лишь фотографией,
слепком с познанных законов биогеоценоза, оно включает не только импрессивную
составляющую, а обязательно формирует на основе полученной информации планы и
структуры поведения, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку
и ее изменение. Иными словами, в экологическом сознании всегда присутствует
активный компонент, предусматривающий организацию и проведение не только
ответных, но и «инициативных» действий по отношению к природе. Побуждающей
причиной для этих действий является экологическое ожидание, связанное с
необходимостью удовлетворения потребностей и защиты от опасных, вредоносных и
повреждающих факторов.

С этих позиций экологическое
сознание можно рассматривать как очень сложную, саморегулирующуюся (т. е.
имеющую возможность самой менять цели, функции и звенья) систему,
сформированную для решения задач установления, стабилизации или изменения
взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающих в процессе
удовлетворения человеком своих потребностей.

Экологическое сознание включает в формируемые им
планы поведения такие свойства, как настойчивость, инициативность, убежденность
в возможности и результативности активных действий, или противоположные им. Оно
реализуется через разум, чувства, мотивы, интересы, позиции, поступки, действия
и деятельность.

На основе индивидуального и общественного о